Методическая разработка преподавателя по классу фортепиано высшей квалификационной категории мау до «Детская музыкальная школа №3»


Скачать 136.41 Kb.
Название Методическая разработка преподавателя по классу фортепиано высшей квалификационной категории мау до «Детская музыкальная школа №3»
Тип Методическая разработка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методическая разработка
Методическая разработка

преподавателя по классу фортепиано высшей квалификационной категории

МАУ ДО «Детская музыкальная школа №3»

Рубановской Наталии Геннадьевны

«Значение правильного составления индивидуального плана учащегося на его пианистическое развитие».
Одной из важнейших особенностей музыкальной педагогики является выявление и развитие индивидуальности ученика. Составление индивидуального плана учащегося (продуманное «составление», а не «заполнение» индивидуального плана) является важным звеном в формировании и развитии музыканта. Индивидуальный план – это диагноз и прогноз. Систематическое руководство всем процессом обучения со стороны преподавателя, определенный план, предусматривающий характеристику учащегося, его особенности, с которыми связаны задачи на ближайший период, методы работы, репертуар, который должен быть пройден в процессе обучения – необходимое условие гармоничного развития учащихся. «В педагогике не должно быть насилия» (В.Б.Болдырев – прекрасный педагог по классу балалайки МГИМ им. А.Г.Шнитке). Важно наладить психологический контакт с учащимся. Основная задача преподавателя музыкальной школы – заинтересовать ребенка процессом овладения инструментом, тогда необходимый труд станет для него потребность. Именно для этого и составляется индивидуальный план развития ученика - поступенное, продуманное развитие маленького музыканта, формирование исполнительских навыков, умений, теоретических знаний.

Образцы «Индивидуальных планов» в каждой школе свои, но разделы, которые в них отражены – одни и те же:

  • Сведения об ученике;

  • Успеваемость;

  • Учебный план, включающий в себя:

- характеристики ученика в конце учебного года,

-задачи (по полугодиям),

-репертуарные списки (по полугодиям),

-перечисление мероприятий, конкурсов, в которых участвовал ученик, программы и оценки за выступления на учебных академических концертах, контрольных уроках, переводных экзаменах, технических зачетах.

  1. Индивидуальный план составляется по полугодиям, а продумывается на 1, 2, а иногда и более лет вперед. Определяя, для себя, что может сыграть ученик через 5 и более лет, преподаватель должен заранее готовить его к решению тех или иных технических и музыкантских задач.

  2. Ежегодно ученик должен прибавлять знания и умения, «сход с дистанции» - это в какой-то мере вина учителя, а если детей, потерявших интерес к музыкальным занятиям несколько, то следует призадуматься: «все ли я делаю правильно, все ли средства использовал, чтобы заинтересовать ученика?». Бывают разные причины, когда дети не заканчивают начатое дело. Но одна из таких причин – неправильно составленный учебный план, неправильно подобранная программа:

  • Программа завышена. Ученик еще многого не умеет. Он пугается нотного текста и у него пропадает интерес к занятиям. Намечать произведение «через голову» можно, но к этому необходимо ученика подготовить морально и к сложному произведению прибавить несколько легких, выучивание которых не займет у ученика много времени. Не обязательно выносить это «трудное» произведение на публичное выступление. Можно ограничиться классной работой или выступлением на классном концерте. Однозначно, в преодолении определенных трудностей есть положительный результат, ученик сделает большой шаг вперед в своем музыкантском продвижении. Но необходимо осторожно подходить к этому вопросу и учитывать возрастные особенности, характер ученика, его индивидуальность.

  • Программа занижена. Преподаватель дает легкие произведения, не соответствующие уровню подготовки ученика. Заниженная программа не составляет трудности для ученика и не продвигает вперед. Ученику перекрывается «дорога» к творческому росту.

  • Программа составлена без учета пожеланий ученика

  • Программа состоит только из пьес, которые «пожелал» играть ученик. Нельзя, идя навстречу желанию ребенка, давать только «благодатные» пьесы. Преподаватель должен проявить твердость и включать в программу произведения разных жанров и стилей для всестороннего развития ученика.


Основные задачи в работе.
Очень ответственно преподаватель должен отнестись к постановке задач для работы с учеником. Поставленная задача должна подкрепляться правильно подобранным музыкальным материалом, который должен способствовать решению поставленных задач. Обозначив проблему, которую необходимо решить, преподаватель должен обозначить пути её устранения.
Примеры:


Недостаток ученика

Запись преподавателя в индивидуальном плане

рекомендации

«Ученица плохо читает нотные тексты»

«Не перегружать трудными текстами. Увлекать музыкальными сочинениями»

Правильно поставлена

Больше читать с листа.

Заниматься анализом нотной записи.

«В исполнении не хватает выразительности» (следует понимать как мало эмоциональное исполнение)

В задачах не указаны пути решения проблемы

На небольших образных пьесах добиваться яркости звука, точного звука для передачи конкретного образа

«слабая мотивация к занятиям»

В задачах не указаны пути решения проблемы

Кто виноват?

Прежде всего вопрос к себе.

Встретиться с родителями, узнать, как можно больше о ребенке, попытаться найти ту струнку, которая поможет решить данную проблему.

«не хватает собранности на публичных выступлениях»

В задачах не указаны пути преодоления

Больше выступать. Можно сократить программу и выступить на академическом концерте дважды, исполняя по одной пьесе. Можно повторно исполнить одну и ту же пьесу на разных концертах. Но важно после выступления сделать глубокий анализ исполнения: что было лучше или хуже, чем в прошлый раз, что тебе хотелось бы изменить в своей игре что помешало сыграть хорошо.



Соответствие основных задач и подобранной программе:
Например:


Основные задачи

Программа

Характеристика




1 полугодие

Пройти больше этюдов. Работать над активностью пальцев. Добиваться свободы и гибкости кисти, освобождать локоть.
2 полугодие

Развитие беглости пальцев, работа над свободой игрового аппарата.

Работа над звукоизвлечением, созданием художественного образа

Черни-Гермер Этюд №36, до мажор

Черни-Гермер Этюд №33, до мажор

Черни-Гермер Этюд, соль мажор
Черни

Этюд №1, до мажор

Черни

Этюд до мажор

П.Чайковский «Вальс»

Пахульский Прелюдия

Музыкальные данные неплохие. Эмоционально развита хорошо. Играет с настроением, в характере, выразительно. Домашние занятия не всегда стабильны, так как большая нагрузка в школе и профессионально занимается танцами. Во 2 полугодии очень много пропусков по болезни, поэтому программа контрольного урока не особо сложна. Хотя с программой справилась достойно.



+

Программа соответствует поставленным задачам.

По характеристике можно составить «портрет ученицы»
-

В характеристике не отражено решена задача, частично решена или не решена вообще.
Не указаны точно этюды, трудно проанализировать, правильно ли подобран материал.

На 1 полугодие 3 класса

Прохождение большего количества гамм (3 класс)


Гаммы соль, ре мажор

Гурлит Этюд

Гедике Этюд

Черни Этюд

Черни Этюд

Лешгорн Этюд

Шуман «Первая утрата»

Кабалевский «Клоуны»


За 2 класс(конец года)

Ученица со слабыми музыкальными данными. Нет постоянных домашних занятий, контроль родителей слабый. Интереса к музыке практически нет. Учит программу медленно, подолгу. С программой справилась на 4.


-

Чтобы заинтересовать ученицу надо подбирать интересную программу- это главная задача!

Гаммами этот интерес не вызовешь!


Для каждой возрастной группы ставятся свои задачи.

Если на начальном этапе такие задачи, как «кропотливая работа над постановкой аппарата: освобождение спины, локтя, следить за положением кисти, ставить выше 1 и 5 пальцы, на кончик, собирать кисть…» естественны, то ставить эти же задачи учащимся 5, 6 классов неестественно: это значит, что работа по устранению этих недостатков велась недостаточно активно и внимательно (за исключением переводных детей из других школ или от другого преподавателя).
Задачи для учеников подготовительной группы:

  • выявить и развить индивидуальные природные возможности и музыкальные данные ребенка;

  • дать необходимые знания (освоение нотной грамоты, воспитание чувства ритма);

  • организации игрового аппарата

  • воспитание начальных исполнительских навыков;

  • пробуждение интереса;

  • организации мышления;

  • развитие зачатков самостоятельной работы;


Оценивать успехи ученика на этом этапе надо используя принцип поощрения, подчеркивания достоинств.
Задачи для учеников 1,2,3 классов:

  • закрепление полученных навыков;

  • знакомство с музыкальной формой, фразировкой, динамикой;

  • осознание связи слуховых и двигательных ощущений;

  • воспитание направленного внимания;

  • развитие индивидуальности, самостоятельности;

  • развитие интереса и любви к музыке;

  • техническое развитие.


Задачи для учеников 4,5 классов:

  • развитие комплекса исполнительских и слуховых навыков;

  • развитие художественного вкуса на более сложных произведениях;

  • исполнение музыкальных произведений различных жанров;

  • привитие интереса и любви к музыкальному искусству

  • техническое развитие;


Задачи для учеников 6,7 классов:

  • формирование художественно-эстетического вкуса;

  • максимально возможное развитие пианистических способностей и технических навыков;

  • воспитание самостоятельности;

  • развитие навыков самостоятельного творчества и музицирования.


Обучение наиболее перспективных учащихся, будущих потенциальных профессионалов ведется по другой программе, следовательно предполагаются расширенные задачи, как то:

  • активизация образно-эмоциональной среды;

  • освоение закономерностей артикуляции;

  • овладение различными приемами педализации;

  • воспитание художественной техники;

  • увеличение объема изучаемого материала и повышение исполнительских требований;

  • воспитание навыков самостоятельности;

  • воспитание устойчивых концертно-исполнительских навыков.

Точное формулирование задач.


написано

надо

«Больше времени уделять времени домашней работе»

«Учить правильному распределению времени на преодоление поставленных задач»

«Играть в ансамбле»

«Развивать навык ансамблевого музицирования»

«Начинать работать с полифонией» (в 3 классе)

«Продолжать работу над контрастной полифонией» или «знакомство с имитационной полифонией» или…

«самостоятельно дома делает разбор»

«умеет грамотно самостоятельно разбирать пьесы»

«больше думать и запоминать»

«Работать над развитием памяти (используя короткие попевки) и умения анализировать нотные тексты»

«ознакомиться с работой в паре с преподавателем»





Составление характеристики.
Характеристика в конце учебного года должна отражать то, чего достиг (или не достиг) ученик в течение учебного года. Характеристика должна быть структурирована: успехи и недостатки, формулировки должны быть ясными и понятными не только преподавателю, который пишет характеристику, но и всем, кому придется её читать. Нельзя смешивать положительное и отрицательное.
Например,

«…сценически устойчива, ритмична, музыкальна, занимается дома не самостоятельно (помогает мама). Плохо читает нотный текст, к урокам готовится хорошо».

«В этом году занималась неплохо. Старательная, исполнительная, но данных маловато. Внутренне очень зажата, но успехи есть. Хорошая голова. Запоминает текст подолгу. С программой справилась».
Читая характеристику, должно возникнуть ясное представление о развитии ученика: что было правильно, что еще не получается, на что следует обратить особое внимание.

В 1 классе, первая характеристика ученика должна включать в себя такие понятия, как ритм, память, слух, эмоциональность соответствие исполнительского аппарата ученика данному инструменту, эмоциональность, собранность. Это все данные, с которыми учащиеся поступают в музыкальную школу и которые могут развиться на дальнейших занятиях. Над такими качествами, как, «работоспособность», «умение заниматься самостоятельно», степень грамотности, отношение к музыке и музыкальным занятиям должны работать преподаватели.

По ежегодным характеристикам можно проследить развитие ученика, его рост (или его отсутствие), правильность поставленных преподавателем задач.
Пример№1



класс

характеристика

итог

IV

«…ученица со средними данными, несколько заторможена, с трудом разучивает тексты, есть некоторая беглость. Музыкальна. Хорошая домашняя обстановка, есть контроль учебного процесса»




V

«Ученица развивается медленно, запоминает и реагирует на замечания не сразу, заторможена в освоении нового материала, недостаточно занимается дома. Обладает средней беглостью, хорошим звуком. Музыкальна»




VI

«Ученица хорошо занималась в течении года, увлеклась музыкой. Более качественно занимается дома. Но долго учит тексты.




VII

«Начало учебного года складывалось трудно: болела, плохо занималась, но к середине года все наладилось. К выпускному экзамену подошла очень ответственно, в хорошей пианистической форме»




VIII

«С удовольствием продолжает заниматься ансамблевым исполнительством»

- Городской конкурс ансамблей – Диплом II степени;

- Краевой конкурс камерного исполнительства - Диплом лауреата II степени;

- Всероссийский конкурс - Диплом лауреата II степени;




В развитие данного ученика достигнута главная цель обучения в музыкальной школе – органичное развитие ученика и воспитание музыканта-любителя, правильно выстроена педагогическая работа.
Пример №2


класс

характеристика

итог

I

«Девочка старательная, внимательная. Хороший контроль со стороны родителей. В учебном году было хорошее пианистическое развитие»




II

«Ослаблен домашний контроль со стороны мамы. Девочка занимается без подготовительного класса, а также у нее замедленная реакция на новый материал. Все это создает трудности в работе»




III




С 3 класса переведена на ОЭМ


Педагогом рано сделан вывод о возможностях ученика, не использованы все формы педагогической работы, способствующие поднятию интереса к занятиям музыкой.
Пример №3

класс

характеристика

итог

III

1полугодие

«Ученица до 3 класса училась у другого преподавателя. Музыкальные данные средние»

Задачи: развитие слуха, чувства ритма, музыкальной памяти. Грамотный разбор текста. Концентрация внимания»




III

2 полугодие

«Ученица с трудом разбирает новые тексты, медленно учит наизусть. Нет выдержки при исполнении. Отстает технически. Рекомендовано обучение на ОЭМ»

Обучаясь у другого преподавателя не отличалась особыми успехами. После перевода к другому преподавателю, не достигнуто улучшения обучения: программа не выполняется, на академических концертах и контрольном уроке получила оценку 3. Переведена на ОЭМ по решению переводной комиссии, с согласия заведующей отделения


Ребенку была предоставлена возможность заниматься с другим преподавателем. Но положение не изменилось. Дан еще один шанс – переведена на ОЭМ.

Репертуар
Именно репертуар является одним из главных факторов в обучении учащихся комплексу важнейших навыков. Доступность, яркость, конкретность – именно эти качества должны быть учтены при подборе пьес для учащихся. «Красоты тех произведений, которыми мы окружаем детей, должны быть красоты понятные, близкие детскому сердцу, способные вызвать у них сочувствие. Музыкальная мелодия должна отличаться простотой (на начальном этапе). В противном случае искусство остается для детей чуждым элементом и не будет иметь образовательного влияния».

При составлении репертуарного плана для учащихся младших классов (для детей 5.6,7 лет) следует учитывать ограничение объема внимания и выдержки.

При составлении репертуарного списка следует учитывать:

  • включать произведения различных стилей и направлений;

  • включать произведения, которые будут вынесены на открытые выступления и произведения, которые будут пройдены эскизно (для расширения музыкального кругозора);

  • поощрять самостоятельный выбор учащегося;

  • дополнять и корректировать репертуар, при появлении новых проблем и других обстоятельств (по решению преподавателя);

При заполнении репертуарного списка обязательно указывать орus (соч.), номер этюдов, тональности и номер сонатин, сонат, инвенций, инициалы композиторов.

Например:

К.Черни ор.299 Этюд №21

А.Лешгорн, соч.136 №1, фа диез минор

И.С.Бах Прелюдия и фуга до мажор из I тома ХТК

При переходе в другую музыкальную школу администрация требует от родителей учащегося предоставить в числе документов и индивидуальный план. Именно он показывает уровень подготовки ученика: количество пройденных произведений, успеваемость, перечисление концертов и конкурсов, в которых участвовал ученик. Индивидуальный план –это «музыкальный паспорт» учащегося детской музыкальной школы.

Похожие:

Методическая разработка преподавателя по классу фортепиано высшей квалификационной категории мау до «Детская музыкальная школа №3» icon Методическая разработка «Оформление интерьера с помощью инновационных материалов»
Чебаева Елена Николаевна, мастер производственного обучения высшей квалификационной категории
Методическая разработка преподавателя по классу фортепиано высшей квалификационной категории мау до «Детская музыкальная школа №3» icon Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования одинцовская...
Музыкального искусства «фортепиано», «струнные инструменты», «духовые и ударные инструменты»
Методическая разработка преподавателя по классу фортепиано высшей квалификационной категории мау до «Детская музыкальная школа №3» icon Образовательная программа муниципального бюджетного учреждения дополнительного...
Информационная справка. Общие сведения о мбудо ««Детская музыкальная школа №14» Приволжского района г. Казани
Методическая разработка преподавателя по классу фортепиано высшей квалификационной категории мау до «Детская музыкальная школа №3» icon Программа учебного предмета «Музыкальная литература»
Рецензент – Цветкова Ольга Юрьевна, преподаватель высшей квалификационной категории, заместитель директора по учебной работе бу «Сургутский...
Методическая разработка преподавателя по классу фортепиано высшей квалификационной категории мау до «Детская музыкальная школа №3» icon Отчет о результатах самообследования деятельности Муниципального...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа» г. Лыткарино
Методическая разработка преподавателя по классу фортепиано высшей квалификационной категории мау до «Детская музыкальная школа №3» icon Инструкция по делопроизводству в Государственном бюджетном учреждении...
...
Методическая разработка преподавателя по классу фортепиано высшей квалификационной категории мау до «Детская музыкальная школа №3» icon Методические указания по выполнению практических работ 21. 02. 17...
Разработала Букреева Марина Викторовна – преподаватель высшей квалификационной категории гуманитарных и экономических дисциплин гоу...
Методическая разработка преподавателя по классу фортепиано высшей квалификационной категории мау до «Детская музыкальная школа №3» icon Отчет о результатах самообследования
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей – Григорьевская детская школа искусств Нытвенского...
Методическая разработка преподавателя по классу фортепиано высшей квалификационной категории мау до «Детская музыкальная школа №3» icon Информация по проверке эффективности деятельности в 2011-2012 годах...
Казани в Муниципальном бюджетном образовательном учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа №5»
Методическая разработка преподавателя по классу фортепиано высшей квалификационной категории мау до «Детская музыкальная школа №3» icon Методическая разработка лекции на тему: «Лекарственные средства,...
Составитель: Егорова Л. И. – преподаватель первой квалификационной категории дисциплин Фармакология, Основы латинского языка с медицинско...
Методическая разработка преподавателя по классу фортепиано высшей квалификационной категории мау до «Детская музыкальная школа №3» icon Критерии, показатели оценки профессиональной деятельности педагогических...
Регламенту работы Аттестационной комиссии Саратовской области по проведению аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих...
Методическая разработка преподавателя по классу фортепиано высшей квалификационной категории мау до «Детская музыкальная школа №3» icon Диплом лауреата II степени Н. А. Селиванова, учитель-сурдопедагог...
Методические рекомендации
Методическая разработка преподавателя по классу фортепиано высшей квалификационной категории мау до «Детская музыкальная школа №3» icon Рабочая программа предмета технология в 5-8 классах (для неделимых...
Рабочая программа предмета технология в 5-8 классах (для неделимых классов) составлена: Колесняк В. Д. учитель высшей кв категории,...
Методическая разработка преподавателя по классу фортепиано высшей квалификационной категории мау до «Детская музыкальная школа №3» icon Рабочая программа Английский язык 8 класс Курган, 2017 Автор программы:...
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Кургана «Средняя общеобразовательная школа №53 имени А. А. Шараборина»...
Методическая разработка преподавателя по классу фортепиано высшей квалификационной категории мау до «Детская музыкальная школа №3» icon Отчет о результатах самообследования деятельности школы москва 2017...
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы «Московская городская детская музыкальная школа имени...
Методическая разработка преподавателя по классу фортепиано высшей квалификационной категории мау до «Детская музыкальная школа №3» icon Рабочая программа в области музыкального искусства учебной дисциплины «Вокал»
Разработчик – Терентьева Ольга Валерьевна преподаватель первой квалификационной категории по классу вокала

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск