Скачать 1.48 Mb.
|
МБУК Терская МБ Центральная районная библиотека Старинное поморское село Умба Информационно - библиографический указатель Умба 2015 ББК91.9: 63.3(2)кр Составитель и компьютерный набор: Безуглова В.Н. ББК91.9: 63.3(2)кр С 76 Старинное поморское село Умба: информ.- библиогр. указатель / МБУК Терская МБ; сост. В.Н. Безуглова. - Умба: МБУК Терская МБ, 2015.- с.: ил. © МБУК Терская МБ Село Умба. Конец XIX века Умба – древнейшее (наряду с Варзугой) русское селение Кольского полуострова. Упомянуто в 1466 году. Сначала находилось в 10 верстах от устья реки Умбы. В 1569 году – 42 крестьянских двора. Церковь Воскресения Христова (зимняя) и апостолов Петра и Павла (летняя, без печей). С 1578 года – вотчина двух монастырей: Кирилло-Белозерского (3/4) волости и Соловецкого (1/4 крестьян и угодий). Главное занятие жителей – лов сёмги, в меньшей мере – лов сельди и бой морских зверей. По ревизии 1722 года – 197 душ мужского пола, часть которых жила в выселках (Вялозеро, Кузрека и Оленица). После ликвидации духовных вотчин умбяне перешли в разряд государственных крестьян. В 1785 году в Умбе был 41 дом, в 12 из них грамотные мужчины (25 человек); три крестьянина имели мореходные суда общей грузоподъемностью в 7700 пудов. Во время иностранных нашествий (1589, 1855) Умба пострадала мало. В 1889 году крестьяне добыли 2223 пуда семги и 3307 пудов сельди. Накануне Первой мировой войны в селе было 111 домов и 521 крестьянин; кроме того, в Умбе жили чиновники, учителя, духовные, почтово-телеграфные служащие. Умбу посещали: академик И.И Лепехин (1772), писатель С.В. Максимов (1856), профессор Н.Я. Данилевский (1859) и другие выдающиеся деятели. Ушаков И.Ф. Кольский Север в досоветское время: Историко-краеведческий словарь.- Мурманскк6 Кн. изд-во, 2003. – С.278 – 279. «Селение существовало на удалении от берега до конца XVI века, но уже к этому времени были построены постоянные избы и в устье реки Умбы. Так возникшее селение стали называть Новой Умбой, а старое – Воскресенским погостом. В XVI- XVII веках Умба попала под власть монастырей – сначала Соловецкого, а затем Кирилло – Белозерского, которые владели здесь людьми и угодьями. В 1782 году волость Умба Двинского уезда Архангельской губернии составляла три деревни с 300 жителями. В XIX веке в селе Умба была церковь, три часовни, 86 домов, церковно-приходская школа, которая открылась в 1894 году, управление полицейским станом, телефонно-телеграфная станция и управление акцизного ведомства. Проживало 499 жителей. Скотоводство в селе, в том числе и оленеводство, было мало развито. Большим подспорьем для жителей Умбы служил лесной промысел – рубка и сплав леса с озёр по рекам для лесопильных заводов. Официального статуса населенного пункта ныне деревня Умба не имеет. Так она называется в обиходе, являясь частью административного центра Терского района – городского поселения Умба». ( Историческая справка «Деревня Умба»). Первые упоминания о русских поселениях – Варзуга и Умба Грамоты, в которых Умба упомянута впервые, приуроченные к передаче угодий Соловецкому монастырю. 1 «Се даст Тимофей Ермолиничь… в Умбе и Варзуге… левища (?) и по морскому берегу и полешеи (строевой) лес. Которыми водами и полешим лесом володел Трифан Микулин, зять Куральского, туды володети гумену и всеи братьи Соловецкого монастыря и в веки. А дана ся грамота лета 6974 (от сотворения мира; по новому стилю - 1465 – 66). 2. «Се дасть Марфа..., великого Новаграда посадница, вотчину свою по морскому берегу, рыбные ловища, землю и воды, и пожни (сенокосы) и пешеи лес от Умъские межи от Кашкаранского ручья, до Красной шелейки, и тони: тоню Каменскую, тоню Кашкаранский наволоку, тоню Точильный ручей… Писал сын мои Федор Исаков лета 6978 – го (1469)». (Грамоты Великого Новгорода и Пскова. №№ 218,219, М.- Л., 1949. Осетров Я. Первые упоминания о русских поселениях – Варзуге и Умбе // Терский берег.- 1998. – 29 августа. «Варзужская и Умбская волости после погрома Басарги были приписаны к Двинскому опричному уезду и в течение двух столетий в состав Кольского уезда не входили. В 1782 году волость Умба состояла из трех деревень с населением в 300 жителей (с. 22). «Жители Умбы – единственного из терских селений – не ходили промышлять на Мурманский берег. Они обеспечивали себя богатой лесной охотой, овили семгу, сельдь, иногда треску – в прибрежных водах Белого моря; осенью били тюленей, нерпу, выходящих в больших количествах на камни, весной промышляли зверя на льду. Все продукты частью обменивали, а частью продавали на месте поморам, приходящим из Кеми. Поэтому в Умбе почти не было мореходных судов, редкие жители имели шняки». (С. 37). Ромадин. Умба река О названии Умба Слово «Умба» - с финского - означает реку, занесенную, загроможденную чем – либо» - пишет Н. Дергачев, один из старых исследователей Кольского полуострова. Теперь название «Умба» толкуют как «закрытая» (в переводе с финно-угорского) // Сурядов В. Откуда берут названия сел. « «Откуда произошло название нашей реки Умбы?. От саамского слова «умб» или «умп» - закрытый. Зажатое Хибинскими и Ловозерскими тундрами и таким образом закрытое со всех сторон большое озеро получило у саамов название Умбозеро, что означает «закрытое озеро». От него родился целый ряд топонимов: река Умба, губа Умба, селение Умба». Пути продвижения новгородцев на Север в XI XIII веках «Письменные источники XIV – XV веков не дают полного представления о русской колонизации о русской колонизации Кольского полуострова. Летописи очень скупо сообщают о жизни далеких окраин. Наиболее ранние документы о землевладении на Терском берегу относятся к концу 60-х годов XV века. Упоминаемые в них названия тонь – мест рыбного промысла – русские (например, Каменная, Точильный ручей). Из селений, существовавших на Терском берегу, в 1466 году указаны Умба и Варзуга. Судя по материалам былинного эпоса, сохранившегося на Терском берегу, русское население пришло сюда не с низовий Северной Двины, а с «Поморского» (Карельского) берега, где жили ... боярские холопы и вольные поселенцы, которые не хотели уступать Соловецкие острова монастырю. Кроме рыбной ловли, жители «Поморского» берега ежегодно ходили на «веснование» бить тюленей и нерп, а «сало звериное и кожи» сбывали новгородским купцам. «Мнози жители, - как отмечали соловецкие монахи,- имели обычай соль варити». Соловецкие монахи примерно в середине XV века уже занимались промыслами на Кольском полуострове – «ловяще рыбы на монастырь за морем в Умбе реце… старец же бе тамо ловя, Фотей имянем» с «содельники своя» (то есть – с соработниками). По морю плавали на различных судах – лодьях, насадках, карбасах. Среди лиц, дававших пожертвования монастырю, упоминается богатый судовладелец и мореплаватель Иван Новгородец. Нестеров М. Соловки Известная новгородская посадница Марфа Борецкая имела на Кольском полуострове «вотчину свою по морскому берегу… от Умбские межи, от Кашкаранского ручья до Красные щелейки» (возле впадения реки Варзуги в море). Первые русские поселения Терского берега были потомками выходцев из Новгородской земли. Это подтверждается особенностями говора коренных жителей современного Терского района. Например, вместо звука «ч» они, как и новгородцы, употребляют звук «Ц»: «целовек», «цорный», «ноцка» и т.д. Очень показательна деталь: нынешние терские поморы называют юго-западный ветер «шелоником» - так, как его называли древние новгородцы (по имени реки Шелони, впадающей в озеро Ильмень). В те времена основывать постоянные селения у моря было небезопасно. Шайки морских разбойников под видом купцов и промышленников могли напасть и разграбить жилища. Поэтому первые крестьянские поселения находились на некотором отдалении от моря: Умбский погост – в 10 верстах к северу от современной Умбы. На морском берегу, возле тонь, стояли неказистые избушки, в которых поморы жили только во время промысла. Позднее из таких «живущих тонь» возникли поморские деревни Кузомень, Тетрино, Оленица, Сальница, Стрельна и другие». Ушаков И.Ф. Избранные произведения в 3т. : Историко-краеведческие исследования. Т.1: Кольская земля. – Мурманск: Кн. изд-во, 1997. – С.39 – 40. Последствия Басаргина правежа для Умбы «Развитие феодальных отношений в северо-западном Поморье ускорила опричнина Ивана Грозного – система мер, направленных на усиление самодержавия и крепостничества. В 1565 году страну разделили на «опричнину» - территорию, непосредственно управляемую царем, и «земщину», которой «ведала» старая боярская дума. Так Ивану IV было удобнее бороться со своими политическими противниками и укреплять в стране диктатуру феодального класса. Двинская земля с Холмогорами была взята в опричнину, а волости Терского и Карельского побережий Белого моря остались в земщине. Не имея покровительства царя, земские люди были в невыгодном положении. При возникновении тяжб между опричными и земскими людьми дела в суде решались в пользу первых. Земские люди испытывали притеснения. Так после того как варзужане отклонили несправедливый иск промышленников Бачуриных, Иван IV после жалобы двинян направил на Терский берег карательный отряд во главе с опричником Басаргой Леонтьевым, которому поручил наказать не только варзужан, но и жителей других земских волостей Поморья. Начисто разорив Варзугу, царские опричники подвергли такому же разгрому Умбу. Поморы лишились промысловых судов, рыболовных снастей и прочих орудий труда. У многих крестьян не было продуктов питания, одежды, обуви, пряжи для изготовления снастей, домашней утвари. Оставшись без средств существования, население гибло от голода и болезней. Царский писец Василий Агалин, объясняя огромную убыль податного населения на Терском берегу, сообщал: «А запустели те волости от двинского иску, от Басаргина правежу, от голода и от лихого поветрия» (Эпидемии). Начало закрепощения крестьян Хозяйственной разрухой и обнищанием поморов не воспользовались северорусские монастыри. Они дешево скупали их угодья, брали к себе на содержание престарелых и немощных людей – при условии, что после смерти все их угодья перейдут в монастырь, давали нуждающимся под залог луков ссуды на обзаведение хозяйством. В большинстве случаев разоренные крестьяне были не в состоянии своевременно погасить долги и в результате теряли право на заложенные ими луки. Так за короткий срок владения монастырей в Терских волостях достигли огромных размеров. Монастыри использовали безземельных людей, постепенно закрепощая их, а затем стали подчинять себе и крестьян, владеющих луками. Так в Умбской волости после Басаргина правежа первым для скупки богатых семужьих ловель и солеваренных угодий устремился Соловецкий монастырь. К 1575 году он уже владел несколькими дворами и 5 луками из 42, затем приобрели 6 луков, две варницы и мельницу. Вслед за соловецкими монахами в Умбскую волость проникли монахи Кирилло-Белозерского монастыря. Скупив 5 луков, они подали царю челобитную с просьбой закрепить их за монастырем. 6Шемстого января 1577 года Кирилло-Белозерскому монастырю была дана царская жалованная грамота о передаче «в вотчину» купленных в Умбской волости угодий. Монастырь получил право владеть рыбными ловлями, варницами, амбарами и лавками «безданно и безоброчно», не платя никаких пошлин и сборов, не неся никаких натуральных повинностей. Суд над крестьянами, жившими на монастырской земле, должны были осуществлять вотчинные власти. Затем кирилло-беломорские монахи «прикупили» у крестьян села Умбы еще 5 луков, а затем завладели еще 22 луками, которые оставались во владении волостных крестьян! 27 июня 1578 года монастырь получил грамоту на право вотчинного владения всеми 32 луками «с дворами, угодьями и крестьянами». Так вся Умбская волость превратилась в вотчину двух духовных феодалов. … Лишь только при Екатерине II монастыри, вследствие секуляризации монастырских земель, лишились своих владений. Экономическим крестьянам были переданы все угодья, которыми они пользовались ранее. Они освободились от власти монастырских и синодальных приказчиков и в результате у них создались более благоприятные возможности для ведения своего промыслового хозяйства. (С. 176 – 177). Ушаков И.Ф. Избранные произведения в 3т: Историко-краеведческие исследования. Т.1: Кольская земля. – Мурманск: Кн. изд-во, 1997. – С. 55 – 58. Из истории Терского берега. Пирогов П. «Одной из тяжелых форм эксплуатации рыбака являлся покрут, широко распространенный на Терском побережье. Купцы, кулаки нанимали покрученников (в том числе при необходимости и детей 12-14-летнего возраста) на рыболовный и зверобойный промысел, обычно на сезон. За тяжелый труд покрученникам платили одну треть, а то и одну пятую часть заработка (Труд детей оплачивался еще более низко, часто они работали «ради хлеба»), остальное шло в карман хозяина. Если же улова рыбы или зверя не было, то покрученник ничего не получал. Но самой страшной формой зависимости трудящихся – терчан была долговая кабала. Купец проводил хитрую политику. Чтобы рыбак сдавал свой улов рыбы и морзверя, пушнину и жемчуг купец-хозяин под благовидным предлогом оказания помощи мужику, впавшему в нужду или решившему обзавестись хотя бы крайне необходимым имуществом, особенно для промысла – давал в долг товары. От этого выигрывал только купец: он получал двойную прибыль от продажи дешевых товаров по дорогой цене и от скупа рыбы имел гарантию от конкуренции других купцов, поскольку рыбак-должник не имел права продавать рыбу другому купцу, если бы даже предлагалась более высокая цена. Попав в долговую кабалу, немногим удавалось вырваться из пут «добровольного рабства». Списки о долговой кабале купцы тайно хранили у себя. А закабаленные тоже старались не говорить никому, даже скрывая от близких родственников, что узнавали только тогда, когда шли к купцу отрабатывать долг или при расчете после завершения сезонного промысла, когда глава семьи приходил домой с пустыми карманами и вынужден был признаться взрослым членам семьи в том, что весь заработок пошел в погашение долга. На будущее купец обещал хлебушка да необходимых продуктов снова дать в долг. И так продолжалось из поколения в поколение. Только после революции такие списки были найдены у купцов в тайниках, обнародованы и ликвидированы. Несмотря на тяжелые условия жизни, страшную эксплуатацию, характерной чертой многих терчан в то время было стремление дать возможность своим детям, особенно мальчикам, получить хотя бы элементарные знания. Очевидно, это объясняется хорошей связью с Архангельском, как довольно культурным центром того времени на Севере, и развитием мореплавания. На сельских волостных сходах, особенно в XIX и начале XX вв. нередко выносились решения, писались ходатайства в адрес уездных и губернских представителей власти о решении открытия начальных школ, ремесленных и мореходных училищ. Но эти решения ходатайства с резолюцией суровых уездных и губернских чиновников или без резолюции, направлялись в архивы, а то и просто в мусорные ящики. Вместо школ повсеместно строились церкви, открывались кабаки. В 1862 году было открыто первое сельское училище на Терском побережье в с. Кузомени. В 1884 г. в Варзуге, в 1890 г. в Тетрино, в 1891 г. в Кашкаранцах, в 1892 г. в Умбе, в 1895 г. в Чапоме, в 1897 году в Чаванньге были открыты церковно-приходские школы и школы грамоты. Но школы ютились в неприспособленных помещениях. В них обучалось от одного до двух десятков мальчиков и несколько девочек. В Тетринской школе в первые годы ее образования девочки не обучались. До Великой Октябрьской социалистической революции в селениях побережья был всего лишь один медицинский пункт. Медицинская помощь оказывалась за определенную плату. Это было дорого для рыбаков – поморов. Поэтому они лишь в исключительных случаях обращались к лекарю». Пирогов П. Из истории Терского берега // Терский коммунист. – 1966. – 18 нояб. (№ 139). – С. 2. |
«утверждаю» Глава муниципального образования Терский район Сормозеро, 6км автодороги Умба – Варзуга. Отъезд автобуса из поселка Умба к месту старта в 8=30часов от дк, остановки: площадь Октябрьская,... |
«Село Соленое Займище» Черноярского района, Астраханской области постановление В целях упорядочивания работ, связанных со вскрытием дорожного покрытия, а также обеспечения устойчивой работы инженерных сетей на... |
||
Паспорт антитеррористической защищёности администрации муниципального... Паспорт антитеррористической защищенности разработан администрацией муниципального образования «Село Караозек» в лице главы мо «Село... |
Генеральный план муниципального образования городское поселение Умба... Генеральный план муниципального образования городское поселение Умба Терского района |
||
Муниципального образования село катравож постановление «27» января... Фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьями 22 24 Жилищного кодекса Российской Федерации,... |
Муниципального образования село катравож распоряжени е Об организации контроля за техническим состоянием оборудования на спортивных и детских игровых площадок на территории муниципальном... |
||
Село ратта распоряжение «16» февраля 20 16 г. №11-р с. Ратта Об утверждении должностной инструкции главного экономиста Администрации муниципального образования село Ратта |
Положение о военно-учетном столе администрации сельского поселения «Село Кудиново» Военно-учетный стол администрации сельского поселения «Село Кудиново» (далее вус) является структурным подразделением администрации... |
||
Инструкция по делопроизводству в администрации сельского поселения... Хабаровского края», в целях совершенствования документационного обеспечения управления и повышения его эффективности в администрации... |
Основная образовательная программа основного общего образования в... «Средняя общеобразовательная школа с. Село-Чура» Кукморского муниципального района Республики Татарстан |
||
Правила внутреннего трудового распорядка работников мбдоу сельского... Они обязательны для исполнения всеми работниками Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад сельского... |
Решение от «10» июля 2014 №18 Об утверждении схемы водоснабжения... Российской Федерации от 05. 09. 2013 №782 «О схемах водоснабжения и водоотведения», Федеральным законом от 06. 10. 2003 №131-фз «Об... |
||
Годовой отчет администрации муниципального образования городское поселение Умба Общие сведения об органе управления культурой (для муниципальных образований, имеющих органы управления культурой) |
Программа комплексного развития социальной инфраструктуры на территории... Утвердить Программу комплексного развития социальной инфраструктуры на территории сельского поселения «Село Ильинское» на 2017-2026... |
||
Генеральный план сельского поселения «село забайкальское» вяземского... Сельского поселения «село забайкальское» вяземского муниципального района хабаровского края |
Администрация муниципального образования городское поселение Умба Терского района постановление Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги Выдача разрешений на автомобильные перевозки тяжеловесных,... |
Поиск |