Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 104 г. Липецка
Консультация для родителей и воспитателей
«Дидактические игры с использованием фольклора»
Воспитатель ДОУ № 104
Крисанова Елена Николаевна
«Что такое фольклор»
Опыт и знания жизни, приобретенные сотнями и тысячами людей в труде и общественной жизни, закреплялись в кратких словесных правилах и приметах, которые передавались устно от человека к человеку, становились достоянием многих. Издавна человек заботился не только о пропитании и жилище, он, стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе и в своем воображении. Плоды многовековых наблюдений и раздумий народа, его мечты и надежды воплощались в художественные образы, преданий и легенд, сказок и песен. Так народ создал свое искусство, свою поэзию.
Сказки, былины, песни, пословицы, загадки и другие виды устного народного творчества называют фольклором. Слово «фольклор» английского происхождения, обозначит: народная мудрость, народное знание.
Сказка, былина, пословица, загадка и т.д. – жанры фольклора, так же как роман, повесть, поэма, лирическое стихотворение — жанры литературы.
Фольклор и художественная литература близки между собой тем, что это области словесного искусства. Произведения литературы распространяются с помощью книги, а произведения фольклора — устным путем. Однако их различие не только в этом.
Фольклор появился задолго до литературы и выработал свою систему художественных средств, которая способствовала и передаче произведений. Рассчитанные на устную передачу фольклорные прозаические произведения создавались на базе живого разговорного языка, их использование невозможно было без использования речевых интонаций и жестов.
Тексты песенных жанров не существовали отдельно от напева. Наиболее древние, обрядовые песни могли быть по- настоящему понятны только в единстве слова, напева и действия. Следовательно, фольклор более тесно, чем литература, связан с другими видами искусства и с бытом.
Жанры фольклора появились не в одно время. Одни из них зародились в эпоху родового строя (сказка, загадка, обрядовая поэзия), другие возникли и развивались в классовом обществе (былины, частушки).
Каждое поколение вносило в произведение что-то новое. В устах различных исполнителей изменения были неодинаковы, поэтому возникали варианты одной сказки, песни и т.д.
Фольклорные произведения являются коллективными по созданию, исполнению и по выраженным в них взглядам и представлениям.
Язык фольклорных произведений поражает любителей родного слова, писателей, ученых, своей простотой, точностью и красотой. Простые, на первый взгляд слова и сочетания слов в тексте сказки или песни оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины, вещи получают свою окраску и значение, люди оживают, а совершаемые ими действия, даже не возможные в действительности, вдруг становятся, как бы реально происходящими.
Велико значение фольклора в зарождении и формировании литературы. У многих народов мира первые письменные художественные произведения являются обработкой устных преданий и эпических песен.
А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.Н. Островский, Л.Н. Толстой, А.М. Горький и другие призывали деятелей литературы изучать фольклор и сами учились у народа высокому искусству слова. А.М. Горький указывал: «Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества».
Фольклор дает не только историческую картину духовного развития народа. Из произведений всех его жанров выступает многогранный и в тоже время цельный и неповторимый характер всего русского народа.
Запрещение деятельности скоморохов задержало развитие профессионального народного искусства, но не могло остановить жизнь всего народного творчества, тем более, что скоморохи исполняли уже ранее созданные в широких массах трудового народа произведения.
Трудолюбивый и мужественный русский народ, на долю которого выпало немало испытаний, всегда рождал десятки и сотни талантливых людей — певцов, музыкантов, рассказчиков. Они бережно хранили доставшиеся от отцов и дедов предания и былины, сказки и песни, создавали новые произведения народного искусства, своим исполнением доставляли людям радость.
Нам мало известно об исполнителях былин и сказок, о народных певцах, живших до 19 века. О них знали в своей деревне, в своей округе, слава о них разно сил ась по всему свету, но постепенно угасала. Оставались их песни, рассказы, которые подхваты вали другие.
Замечательной сказочницей и певицей была няня А.С. Пушкина — Арина Родионовна. Недаром с искренним уважением и любовью отзывался о ней великий поэт.
Может быть, мы не всегда обращаем внимание, но стоит понаблюдать, прислушаться к разговорам, и можно заметить, как красиво, образно и метко говорят некоторые люди. В речи таких людей немалую роль играют пословицы и поговорки. Они приходят на ум в нужном случае, и обычно их даже не считают чем-то самостоятельным. Пословицы и поговорки, зародившиеся в глубокой древности, продолжают оставаться и современным жанром фольклора. Кроме пословиц и поговорок, в наше время появляются в народе новые песни и частушки, веселые и остроумные анекдоты. Часто встречаются и мастера рассказывания сказок.
Старый фольклор уходит из устного бытования, но он, как и все другие области духовной культуры человека и его искусства, приобрел новую форму распространения — через книгу, радио, телевидение
«Детский фольклор»
Детский фольклор дает возможность родителям уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к сказкам, былинам потешкам и другим жанрам.
Что же относится к детскому фольклору?
Пестушки- песенки, которыми сопровождается уход за ребенком. Потешки- игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички- обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Приговорки-обращения к насекомым, птицам, животным.
Считалки-коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и частоговорки- незаметно обучающие детей правильной и быстрой речи.
Дразнилки- веселые, шутливые, метко называющие какие- то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши- забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
докучные сказочки- у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.
Хотелось бы остановить внимание на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, при водит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.
Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Лучше, когда мы — взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи» .
Иногда помогайте построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре. Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению.
Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл. .
Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать».
Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.
Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подскажите новое игровое действие, покажите их, предложите дополнительный игровой материал к сложившейся игре.
Если у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.
Самые любимые игры для детей — это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки — это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность.
Следующий вид игр, в которых предлагается использовать детский фольклор — игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняйте такие движения:
• Шевеление пальчиков.
• Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью а затем — и без помощи другой руки.
• Разведение пальцев и их сведение.
• Хлопки.
• Сжимание пальцев в кулак и разжимание.
• Помахивание кистями — сверху вниз.
• Помахивание кистями к себе и от себя.
• Вращение кистей — «фонарики».
Дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки:
Я рыжая лисица
Я бегать мастерица, Я по лесу бежала,
Я зайку догоняла.
И в ямку — бух!
Планируя игры, детский фольклор подбирайте разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы).
Детский фольклор используйте и для развития навыков выразительной речи детей.
Тут-то в помощь вам приходят скороговорки:
Шли сорок мышей, Несли сорок грошей; Две мыши поплоше Несли по два гроша.
Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.
Вы знаете, что дети любят играть, поощряйте их самостоятельные игры, покупайте игрушки, постоянно играйте с детьми, наблюдайте за игрой, цените её, как одно из важных средств воспитания.
Дидактические игры
«Курочка – рябушечка»
Цель: Развивать диалогическую речь; знакомить с фольклорным произведением; соотносить предметы по цвету и величине в ходе практических действий.
Ход игры: Воспитатель читает потешку «Курочка – рябушечка»:
-Курочка – рябушечка, куда ты пошла?
-На речку.
-Курочка – рябушечка, зачем ты пошла на речку?
-За водичкой.
-Курочка – рябушечка, зачем тебе водичка?
-Цыпляток поить.
-Курочка – рябушечка, как цыплятки просят пить?
-Пи – пи – пи – пи – пи!
Воспитатель раскладывает на столе перед ребенком курочек больших и маленьких. Курочки в разноцветных косыночках. Ребенку предлагается подобрать ведерки по цвету (ориентируясь на косынки курочек) и величине.
“Закончи слово”
Цель: закреплять знание фольклорного произведения, развивать память, речь, внимание.
Ход игры: Воспитатель читает фольклорное произведение, делая паузу на определенной фразе, давая возможность ребенку продолжить.
«Варежки»
Цель: Подбирать пары одинаковые по цвету; закреплять знания цветов; развивать речь, память, внимание; знакомить детей с фольклорными жанрами.
Ход игры: Поставить перед ребенком две коробочки. В одной варежки разных цветов, в другой клубочки ниток таких же цветов, которыми были связаны варежки. Предложить ребенку разложить варежки парами одинаковые по цвету и найти такого же цвета клубочки ниток.
«Узнай потешку»
Цель: закреплять знание фольклорного произведения, развивать память, речь, внимание.
Ход игры: По содержанию картинки, надо вспомнить произведения народного творчества.
«Угадай, из какой книжки (сказки, потешки) прочитан отрывок?»
Цель: закреплять знание фольклорного произведения, развивать память, речь, внимание.
Ход игры: По отрывку из книги надо вспомнить произведения народного творчества.
«Подбери картинку к сказке (потешке)»
Цель: закреплять знание фольклорного произведения, развивать память, речь, внимание.
Подвижные игры с использованием фольклора
«Сороки»
А сорока белобока: че, че, че, че, че, че!
Против солнца к окошку клекочет, клекочет.
Давайте же, дети, рвать цветы, пока время, пока время!
Будут гости, еще и не простые сейчас у нас, сейчас у нас!
При словах «Давайте же дети, рвать цветы» и т.д. дети делают вид, что собирают цветы. В четырех последних тактах (с повторением бегом, под ритм песни подражают руками лет сороки.) Дети гостям дарят цветы.
«Солнышко»
По считалке выбирают водящего – «Солнышко». Остальные дети встают в круг. «Солнышко» стоит посредине круга, все поют:
Гори, солнце, ярче!
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее!
Первые две строчки идут хороводом, на последующие две поворачиваются лицом друг к другу, делают поклон, затем подходят ближе к «Солнцу», оно говорит «ГОРЯЧО!» и догоняет детей. Догнав играющего, дотрагивается до него, ребёнок замирает и выбывает из игры.
«Курочка-хохлатка»
Воспитатель изображает курицу, дети – цыплят. Один ребёнок сидит на скамейке, вдали от остальных детей. Это кошка дремлет на солнышке. Курица-мама выходит с цыплятами гулять. Воспитатель говорит:
Вышла курочка-хохлатка,
С нею жёлтые цыплятки.
Квохчет курочка: «Ко-ко,
Не ходите далеко».
Приближаясь к кошке он говорит:
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка…
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.
Кошка открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятами, которые вместе с курицей убегают.
«Гуси-лебеди»
Цель игры.Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать, помогать друг другу.
Содержание игры. Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси- лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой –живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:
– Гуси-гуси!
– Га-га-га.
– Есть хотите?
– Да, да, да!
– Гуси-лебеди! Домой!
– Серый волк под горой!
– Что он там делает?
– Рябчиков щиплет.
– Ну, бегите же домой!
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.
Правила игры. Гуси должны «летать» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»
«Зайка беленький сидит»
Цель игры. Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста. Доставить детям радость.
Содержание игры. Дети сидят на стульчиках или скамейках по одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель говорит, что все они зайки, и предлагает им выбежать на полянку. Дети выходят на середину комнаты, становятся около воспитателя и приседают на корточки.
Воспитатель произносит текст:
Зайка беленький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так Он ушами шевелит.
Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове.
Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, Надо лапочки погреть.
Со слова «хлоп» и до конца фразы дети хлопают в ладоши.
Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать, Скок-скок, скок-скок, Надо зайке поскакать.
Со слов «скок-скок» и до конца фразы дети подпрыгивают на обеих ногах на месте.
Кто-то (или мишка) зайку испугал, Зайка прыг… и ускакал.
Воспитатель показывает игрушку мишку – и дети убегают на свои места.
Указания к проведению.
Игру можно проводить с любым количеством детей. Обязательно до начала игры надо подготовить места, куда будут убегать зайчики. Первое время можно не выделять водящего, все дети одновременно выполняют движения в соответствии с текстом. После многократного повторения игры можно выделить ребенка на роль зайки и поставить его в середине круга. Закончив чтение текста, не следует быстро бежать за детьми, надо дать им возможность найти себе место. Не нужно требовать от малышей, чтобы они сели обязательно на свое место; каждый занимает свободное место на стуле, скамейке, ковре. Но при систематическом повторении игры дети хорошо запоминают свои места и быстро находят их.
«Мыши и кот»
Цель игры. Приучать детей бегать легко, на носках, не наталкиваясь друг на друга; ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя.
Содержание игры. Дети сидят на скамейках или стульчиках. Это мыши в норках. В противоположной стороне комнаты или площадки сидит кот, роль которого исполняет воспитатель. Кот засыпает (закрывает глаза), а мыши разбегаются по всей комнате. Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро убегают и прячутся в норках (занимают свои места). Пойманных мышек кот уводит к себе. Когда остальные мыши спрячутся в норки, кот еще раз проходит по комнате, затем возвращается на свое место и засыпает.
Указание к проведению. Мыши могут выбегать из норок только тогда, когда кот закроет глаза и заснет, а возвращаться в норки – когда кот проснется и замяукает. Воспитатель следит, чтобы все мыши выбегали и разбегались как можно дальше от норок. Норками, кроме стульев, могут служить дуги для подлезания, и тогда дети – мышки – выползают из своих
«Лапта»
Цель игры. Приучать детей активно двигаться, соразмерять движения друг с другом, менять направление движений, быть внимательным к партнерам по игре.
Содержание игры. Для игры нужны небольшой резиновый мяч и лапта (круглая палка длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5-10 см). На площадке проводят две линии на расстоянии 20 м. С одной стороны площадки находится город, с другой – кон.
Участники игры делятся на две равные команды. По жребию игроки одной команды идут в город, а другая команда водит. Команда города начинает игру. Метальщик лаптой забивает мяч, бежит через площадку за линию кона и снова возвращается в город. Водящие ловят отбитый мяч, бежит через площадку за линию кона и возвращается в город. Водящие ловят отбитый мяч и стараются запятнать бегущего. Они могут перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать бегущего, они переходят в город.! В ином случае игроки остаются на местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок. По очереди все игроки бьющей команды выступают в роли метальщиков. Но не всегда игрокам удается сразу вернуться в город. В этом случае они ждут, что их выручат. Выручить может только тот, кто далеко отобьет мяч.
Нередко случается и так, что тот, кто ударил по мячу, не смог сразу перебежать за линию кона. Он ждет, когда мяч забьет следующий игрок, – тогда за линию кона бегут два игрока. Может создаться более трудное положение, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся на линии кона, тогда игроку, который еще не бил, разрешают ударить трижды. Если он промахнулся, то игроки города уступают свое место водящим.
Правила игры. Подавальщики не должны переступать черту города. Тому, кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросать в поле рукой. Команда города переходит в поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона.
Пальчиковая гимнастика
с использованием русского фольклора.
1) Идут четыре брата. Показать четыре пальца, большой прижат к ладони.
Навстречу им старшой. Показать большой палец .
-Здорово, большак!
-Здорово, Васька-указка, Большой палец соединяется с указательным в колечко.
Мишка-серёдка, Большой палец соединяется со средним пальцем.
Гришка – сиротка. Большой палец соединяется с безымянным пальцем.
И крошка — Тимошка. Большой палец соединяется с мизинцем.
2) Дождик-дождик, лей-лей-лей! Барабанить кончиками пальцев по столу, всё сильнее
и сильнее.
На меня и на людей!
Дождик-дождик, припусти, Большой, безымянный пальцы и мизинец каждой
Мы попрячемся в кусты. руки поджаты к ладони.
Указательный и средний «бегут» к краю стола,
руки прячутся под стол.
Дождик-дождик, Снова барабанить пальцами, всё тише и тише.
Хватит лить, Постепенно перестать.
Малых детушек мочить!
3) Пальчик-мальчик, где ты был? Все пальцы ,кроме большого, сжаты в кулак.
-С этим братцем – в лес ходил. Показать указательный палец.
С этим братцем — щи варил. Показать средний палец.
С этим братцем — кашу ел. Показать безымянный палец.
С этим братцем — песни пел! Показать мизинец.
4) Стала Маша гостей звать, Хлопать в ладоши.
На блиночки созывать:
-И ,Иван, приди, Поочередно загибать пальцы руки, начиная
И ,Степан, приди, с большого.
Да ,Андрей, приди,
Да ,Матвей, приди,
А ,Митрошечка, ну, пожалуйста!
Гости посидели,
блиночков поели. Постучать кулачками друг об друга.
Стал Маша гостей провожать,
В путь-дорогу собирать: Поочерёдно разгибать пальцы руки, начиная
-Прощевай, Иван! с большого.
Прощевай , Степан!
Прощевай, Андрей!
Прощевай, Матвей!
А ты, Митрошечка, Погладить мизинец другими пальцами.
моя крошечка,
Побудь со мной ещё немножечко!
5)На дверях весит замок, Руки в замок.
И не кто открыть не смог
Мы замочком повертели,
Мы замочком покрутили,
Постучали, подули, а потом его открыли. Руки разомкнулись.
Потешки
***
Солнышко, появись!
Красное, нарядись!
Чтобы год от года
Была у нас погода!
***
Тише, куры, не шумите.
Мово Ваню не будите,
А мой Ваня будет спать,
Будет глазки закрывать.
***
Солнышко! Ведрышко!
Выйди поскорей!
Будь к нам подобрей!
***
Ах, поет, поёт
Соловушка!
Ах, поёт, поёт
Молоденький;
Молоденький,
Хорошенький,
Пригоженькой.
***
Потягунючки, поростунюшки!
Роток – говорунюшки,
Руки – хватунюшки,
Ноги – ходунюшки.
Весна красна! На чём пришла?
На сошечке, на бороночке,
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку.
***
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
***
Ладушки, ладушки!
Где были?
У бабушки.
Что вы ели?
Кашку.
Пили?
Простоквашку.
Простоквашка вкусненька,
Кашка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели, шу-у-у…
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели.
***
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша куколка пойдет,
Через киску упадет!
Уходи с дороги кот!
Кукла Танечка идет,
Кукла Танечка идет,
Ни за что не упадет!
***
Наша Маша (Даша, Саша, Катя) маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
***
Пришел кисель,
На лавочке присел,
На лавочке присел,
Поесть Оленьке велел.
***
На дубочке, на дубочке
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые,
Красные кафтанчики,
Синие карманчики
На дубу они сидят,
Меж собою говорят:
Все про Галеньку
Все про маленьку…
Пестушки
***
Потягунюшки,
Порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки — ходунюшки
А в ручки — хватунюшки,
А в роток — говорок,
А в головку — разумок
***
Потягушечки!
Порастушечки!
Поперек толстушечки,
Руки — хватушечки.
Ноги — бегушечки
***
Поехали, поехали
С орехами, с орехами!
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку
По кочкам, по кочкам —
В ямку – бух
***
Хороша дорога,
Хороша дорога,
Вот стала что-то хуже,
Вот стала что-то хуже,
Шаляет, валяет,
Шаляет, валяет,
На мостике, под мостиком,
На мостике, под мостиком,
Бух в ямку!
***
Та-та-та, та-та-та,
Вышла кошка за кота;
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки,
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки
***
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ — топ-топ!
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
***
Ладушки-ладушки,
Где были? — У Аннушки.
Что ели? — Оладушки.
Где оладушки? — Съели …
Нет оладушек!
***
Ладушки-ладушки,
Где были? —У Панечки.
Что ели? -Прянички!
Где прянички?
Съели…
Нет пряничков!
Прибаутки
***
Собака на кухне
Пироги печет.
Кот в углу
Сухаpи толчет.
Кошка в окошке
Платье шьет.
Курочка в сапожках
Избушку метет.
***
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
А нашей Галеньке — в ручку.
***
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Щелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
***
Коза-хлопота
День-деньской занята:
Ей — травы нащипать,
Ей — на речку бежать,
Ей — козляток стеречь,
Малых деток беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса
Их с собой не унесла.
Небылицы
***
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках. Или Была репа важная,
Дивилась бабушка каждая:
Одним днем
Не обойдешь кругом.
Всей деревней ели
Целую неделю.
* * *
Ванька Ванька простота
Купил лошадь без хвоста
Сел задом на перёд
И поехал в огород.
* * *
-Куда едешь, Иванушка — простота?
-А, видишь, у меня конь без хвоста.
Еду на базар продавать товар.
Продам вилы и косу,
Балалайку отнесу.
А как денег накоплю,
Новый хвост коню куплю!
|