H. С. Плотников жизнь и история

H. С. Плотников жизнь и история


Скачать 6.24 Mb.
Название H. С. Плотников жизнь и история
страница 1/42
Тип Реферат
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42

Введение в науки о духе т.1. 1883, 1906. (Дильтей В.)


сканировано.

  • Часть 1.

  • Часть 2.

  • Часть 3.

  • Часть 4.

  • Часть 5.

  • Часть 6.

  • Часть 7.

  • Часть 8.

  • Часть 9.

  • Часть 10.

  • Часть 11.

  • Часть 12.

  • Часть 13.

  • Часть 14.

  • Часть 15.

  • Часть 16.

  • Часть 17.

Источник:
Дильтей В. Собрание сочинений в 6 тт. Под ред. A.B. Михайлова и Н.С. Плотникова. Т. 1: Введение в науки о духе / Пер. с нем. под ред. B.C. Малахова. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. С.270-730.

Дильтей В.

Введение в науки о духе. 1883, 1906.

Дильтей В. Собрание сочинений в 6 тт. Под ред. A.B. Михайлова и Н.С. Плотникова. Т. 1: Введение в науки о духе / Пер. с нем. под ред. B.C. Малахова. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. С.270-730.

СОДЕРЖАНИЕ т.1.

H. С. Плотников ЖИЗНЬ И ИСТОРИЯ

Философская программа Вильгельма Дилыпея

Введение ....................................................15

ДИЛЬТЕЙ И ЕГО ЭПОХА

Общие черты научного контекста..............................24

Годы учения Дильтея и начало научной работы ..................26

Университетская карьера......................................42

Научные публикации..........................................49

Научно-издательские инициативы..............................52

Проблема периодизации творчества Дильтея....................56

ПРОГРАММА КРИТИКИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗУМА

Задача обоснования науки. Дильтей и Кант......................60

Проблема обоснования науки..................................68

«Феноменология метафизики» .................................70

Критика исторического позитивизма...........................74

Философия как «самоосмысление»...............................82

Структура «Введения в науки о духе»............................91

Исходный пункт основоположения.............................93

Антропологическое понятие опыта.............................93

Внутренний и внешний опыт..................................103

Исходные принципы реконструкции

первоначального («внутреннего») опыта........................107

Принцип феноменальности....................................107

Фактичность жизненной взаимосвязи...........................112

Состав первичного опыта.

Понятия «осознавания» и «переживания»........................116

Принцип психической взаимосвязи:

целостность человеческой жизни................................123

Понятие жизни (I): Проблема реальности.......................132

Понятие жизни (II): Проблема самосознания....................141

Жизненно-практический фундамент логики.....................147

ФИЛОСОФИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Понятие и познавательная специфика наук о духе................158

Описательная психология.....................................166

«Энциклопедия наук о духе». Структура духовного мира ..........181

ПРИНЦИПЫ МЕТОДОЛОГИИ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Проблема общезначимости. Дильтей и Гуссерль .................193

«Объективный дух» и история .................................206

Понимание. Герменевтическая теория наук о духе................214

Типология мировоззрений и философия........................222

ДИЛЬТЕЙ В РОССИИ

К истории рецепции..........................................232

Состав настоящего издания....................................248

ЛИТЕРАТУРА

Источники...................................................249

Литература ..................................................252

Предисловие немецкого издателя ..............................265

Вильгельм Дильтей ВВЕДЕНИЕ В НАУКИ О ДУХЕ

Предисловие.................................................271

КНИГА ПЕРВАЯ

Обзор системы отдельных наук, в котором доказывается необходимость основополагающей науки

I. Замысел данного введения в науки и духе......................279

II. Науки о духе - самостоятельное целое рядом с науками

о природе....................................................280

III. Отношение этого целого к целому наук о природе ............290

IV. Обзор наук о духе..........................................297

V. Их материал...............................................301

VI. Три класса высказываний в них .............................303

[

VII. Обособление частных наук внутри исторически-общественной действительности ............................................304

VIII. Науки о человеческих индивидах как элементах

этой действительности........................................305

IX. Место познания по отношению к совокупной исторически-общественной действительности...................312

X. Научное изучение естественного деления человечества

и отдельных народов..........................................316

XI. Различение двух других классов частных наук ................318

XII. Науки о системах культуры ................................325

Отношения между системами культуры и внешней

организацией общества. Право.................................329

Познание систем культуры.

Этика - наука одной из систем культуры ........................335

XIII. Науки о внешней организации общества....................341

Психологические основания....................................341

Внешняя организация общества как исторический факт............347

Задача теоретического представления внешней

организации общества........................................353

XIV. Философия истории и социология не являются

настоящими науками..........................................365

XV. Их задача невыполнима....................................371

XVI. Их методы ложны........................................383

XVII. Они не понимают положения исторической

науки по отношению к частным наукам об обществе..............389

XVIII. Ширящееся распространение и совершенствование частных наук.................................................392

XIX. Необходимость теоретико-познавательного основоположения наук о духе..................................395

КНИГА ВТОРАЯ

Метафизика как основание наук о духе. Ее господство и упадок

Раздел первый. Мифический способ представления и возникновение науки в Европе

Глава первая. Задача, вытекающая из книги первой ...............403

Глава вторая. Понятие метафизики. Проблема отношения

метафизики к родственным ей явлениям .....................406

Глава третья. Религиозная жизнь как фундамент метафизики.

Период мифического представления.........................415

Глава четвертая. Возникновение науки в Европе..................423

Глава пятая. Характер древнейшей греческой науки..............427

Раздел второй.

Метафизическая стадия в развитии древних народов

Глава первая. Испробуются различные метафизические

концепции; выясняется, что развитию они в настоящее время

не поддаются..............................................432

Глава вторая. Анаксагор и возникновение монотеистической

метафизики в Европе.......................................441

Глава третья. Механическое миросозерцание получает

обоснование у Левкиппа и Демокрита. Причины временного

бессилия этого миросозерцания по отношению

к монотеистической метафизике ............................454

Глава четвертая. Эпоха софистов и Сократа. Вводится метод

установления оснований познания...........................459

Глава пятая. Платон...........................................466

Успехи метафизического метода................................466

Учение о субстанциальных формах космоса входит в состав

монотеистической метафизики................................469

Обоснование метафизики субстанциальных форм.

Ее монотеистическое завершение ...............................474

Глава шестая. Аристотель и обособление метафизической науки . . .481

Научные условия.............................................481

Отделение логики от метафизики и ее отношение к ней.............485

Формирование метафизики как самостоятельной науки............488

Метафизическая взаимосвязь мира..............................490

Метафизика и наука о природе.................................498

Божество как последний и высший предмет метафизики ...........500

Глава седьмая. Метафизика греков и общественно-историческая

действительность..........................................505

Ограниченность греческой науки о духе...........................505

Стадия возведения общественного порядка к божественному

установлению...............................................508

Естественное право софистов как атомистическая метафизика

общества и основа ее бесплодности..............................509

Политическая наука сократической школы.

Идеальное государство Платона................................516

Сравнительная наука о государстве Аристотеля...................519

Глава восьмая. Скептицизм подрывает основы метафизики.

Народы античности вступают в эпоху развития частных наук . . .527

Скептицизм................................................528

Метафизика после Аристотеля и ее субъективный характер.........534

Самостоятельность частных наук..............................538

Раздел третий. Метафизическая стадия новых европейских народов

Глава первая. Христианство, теория познания и метафизика.......543

Глава вторая. Августин.........................................548

Глава третья. Новое поколение народов и их

метафизическая стадия.....................................561

Глава четвертая. Первый период средневекового мышления.......567

Антиномия между представлением о всемогущем и всеведающим

Богом и представлением о свободе человека........................573

Антиномии в представлениях о Боге по его свойствам..............581

Глава пятая. Теология соединяется с познанием природы

и аристотелевской наукой о космосе .........................586

Глава шестая. Второй период средневекового мышления..........596

1.Завершение метафизики субстанциальных форм.............596

З.Рациональное обоснование трансцендентного мира..........599

3. Внутреннее противоречие средневековой метафизики, проистекающее из соединения теологии с наукой о космосе ... .614

Характер возникающих таким образом систем ...................614

Антиномия между представлением о божественном интеллекте

и представлением о божественной воле...........................615

Антиномия между вечностью мира и его творением во времени.......622

Эти антиномии не могут быть разрешены ни в какой метафизике . . .625

Глава седьмая. Средневековая метафизика истории и общества.....627

Раздел четвертый. Конец метафизического отношения человека к действительности

Глава первая. Условия современного научного сознания ...........650

Глава вторая. Естественные науки...............................658

Глава третья. Науки о духе.....................................673

Глава четвертая. Заключительные размышления о невозможности метафизической позиции для познания.........................686

Логическая взаимосвязь мира как идеал метафизики...............686

Противоречие между действительностью и этим*идеалом;

несостоятельность метафизики................................691

Скрепы метафизической взаимосвязи мира

не могут быть однозначно определены разумом....................698

Содержательное представление о взаимосвязи мира

не может быть доказано......................................703

10

ДОБАВЛЕНИЯ К РУКОПИСЯМ

Предуведомление немецкого издателя..........................710

I. Предисловие...............................................710

II. Добавления к первой книге .................................712

Контекст "Введения в науки о духе".............................713

Социология................................................. .721

III. Добавления ко второй книге................................724

Начало наук о духе. Метафизическая эпоха......................725

В. С. Малахов. О языке Вильгельма Дильтея

Замечания к русскому переводу "Введения в науки о духе"...............728

Комментарии ................................................731

Именной указатель ...........................................755

ВВЕДЕНИЕ В НАУКИ О ДУХЕ

ГРАФУ ПАУЛЮ ЙОРКУ ФОН ВАРТЕНБУРГУ

В одном из наших первых разговоров я развернул перед Вами план этой книги, которую тогда я отваживался еще называть Критикой исторического разума. В последующие прекрасные годы я наслаждался неповторимым счастьем совместного философствования в почти ежедневных беседах, на почве родства убеждений. Как бы смог я отделить, если бы и хотел, то, чем предлагаемая здесь мною связь мыслей обязана Вам? Теперь, когда пространственно мы оказались разъединены, примите этот труд как знак неизменной душевной настроенности. Лучшей наградой за долгую работу, в ходе которой он возникал, мне будет одобрение друга.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Книга, первую половину которой я здесь публикую, сочетает исторический подход с систематическим, чтобы с наивысшей доступной мне степенью строгости решить вопрос о философских основах наук о духе. Исторический подход следует пути развития, в каком философия до сих пор боролась за подобное обоснование; он ищет определить историческое место отдельных теорий внутри этого развития и ориентировать относительно их обусловленной историческим контекстом ценности; через погружение же в контекст предшествующего развития он хочет вынести суждение о глубочайшем внутреннем импульсе современного научного движения. Историческим изложением подготавливается, таким образом, теоретико-познавательное обоснование, которое станет предметом второй половины нашего опыта.

Поскольку историческое и систематическое описания должны тем самым дополнять друг друга, чтение исторической части будет облегчено, если я намечу основную систематизирующую идею.

На исходе Средневековья началась эмансипация отдельных наук. Однако среди них науки об обществе и истории еще долго, едва ли не до середины XVIII века, оставались в старом услужении у метафизики. Мало того, нарастающая мощь естествознания стала для них причиной нового порабощения, которое было не менее гнетущим, чем старое. Лишь историческая школа* - беру это слово в широком смысле - впервые осуществила эмансипацию исторического сознания и исторической науки. В ту самую эпоху, когда во Франции сложившаяся в XVII и XVIII веках система общественных идей в лице естественного права, естественной религии, абстрактного учения о государстве и абстрактной политической экономии привела в революции к своим практическим последствиям, когда армии этой революции оккупировали и разрушили причудливо построенное и овеянное ветрами тысячелетней истории здание немецкого государства, в нашем отечестве сформировалось воззрение на исторический рост как на процесс, в котором возникают все духовные реалии, выявивший неистину этой системы об-

271

щественных идей. Оно простиралось от Винкельмана и Гердера через романтическую школу вплоть до Нибура, Якоба Гримма, Савиньи и Бека. Реакция на революцию лишь укрепила его. Оно распространилось в Англии благодаря Бёрку, во Франции благодаря Гизо и Токвилю. В идейных битвах европейского общества, касались ли они права, государства или религии, оно повсюду наталкивалось на ожесточенное сопротивление идей, рожденных XVII веком. В исторической школе утвердились чисто эмпирические способы исследования, любовное углубление в неповторимость исторического процесса, тот дух универсализма при рассмотрении исторических явлений, который требовал определения ценности отдельных фактов лишь в общей взаимосвязи развития, и тот дух историзма при исследовании общества, который объяснение и закон для жизни современности отыскивает в изучении прошлого и для которого духовная жизнь в конечном счете везде и всегда исторична. Целый поток новых идей по бесчисленным каналам устремился от этой школы к другим частным наукам.

Однако историческая школа до сего дня так и не сумела преодолеть те внутренние ограничения, которые сдерживали и ее теоретическое формирование, и ее воздействие на жизнь. Ее разысканиям, ее оценкам исторических явлений недоставало связи с анализом фактов сознания и тем самым опоры на единственное достоверное знание в последней инстанции, словом, недоставало философского обоснования. Недоставало здравого отношения к теории познания и психологии. Потому она и не пришла к объяснительному методу, а ведь историческое наблюдение и сравнительный подход сами по себе еще не в состоянии ни выстроить самостоятельную систему наук о духе, ни приобрести влияние на жизнь. И вот, когда Конт, Стюарт Милль и Бокль попытались заново разрешить загадку мира истории путем перенесения на него естественнонаучных принципов и методов, историческая школа не пошла дальше бессильных протестов от имени воззрения более жизненного и глубокого, но оказавшегося не способным ни к саморазвитию, ни к самообоснованию, в адрес воззрения более скудного и приземленного, зато мастерски владеющего анализом. Противостояние Карлейля и других живых умов точной науке было как по силе своей ненависти, так и по скованности своего языка знамением такого положения вещей. И при такой необеспеченности в отношении оснований наук о духе отдельные исследователи то возвращались к голой дескрипции, то довольствовались построением более или менее остроумных субъективистских концепций, то снова кидались в объятия метафизики, которая

272

верующему в нее обещает положения, имеющие силу преображать практическую жизнь.

? Из ощущения этой сложившейся в науках о духе ситуации у меня

выросло намерение попытаться философски обосновать принцип исторической школы и деятельность отдельных наук об обществе, сегодня во многом определяемых ею, и примирить таким образом спор между этой исторической школой и абстрактными теориями. В моей работе меня мучили вопросы, которые, надо думать, глубоко тревожат всякого думающего историка, юриста или политика. Так сами собой созрели у меня и потребность, и план обоснования наук о духе. Какова система положений, на которую в равной мере опираются и в которой получают надежное обоснование суждения историка, выводы экономиста, концепции правоведа? Восходит ли она к метафизике? Существует ли, скажем, философия истории, опирающаяся на метафизические по-

• нятия, или такое же естественное право? Если же это можно оспорить,

• то где прочная опора для системы положений, придающей частным 4 наукам связность и строгость?

Ответы Конта и позитивистов, Стюарта Милля и эмпиристов на эти вопросы, как мне казалось, искажают историческую действительность, чтобы подогнать ее под понятия и методы естественных наук. Реакция против них, гениально представленная в «Микрокосме» Лот-це*, оправданную самостоятельность частных наук, плодотворную силу их опытных методов и достигнутую ими надежность обоснований приносит, на мой взгляд, в жертву сентиментальной настроенности, которая в тоске по навеки утраченной душевной удовлетворенности наукой тщетно пытается заново вернуть ее. Исключительно во внутреннем опыте, в фактах сознания я нашел прочную опору для своей мысли; и я очень надеюсь, что ни один читатель не освободит себя от необходимости проследить за ходом моего доказательства в этом пункте. Всякая наука начинается с опыта, а всякий опыт изначально связан с состоянием нашего сознания, внутри которого он обретает место, и обусловлен целостностью нашей природы. Мы именуем эту точку зрения - согласно которой невозможно выйти за рамки этой обусловленности, как бы глядеть без глаз или направить взор познания за самый глаз, - теоретико-познавательной; современная наука и не может допустить никакой другой. Именно здесь, как мне стало ясно, находит свое необходимое для исторической школы обоснование самостоятельность на-I ук о духе. Ибо с этой точки зрения наш образ природы в целом оказы-

вается простой тенью, которую отбрасывает скрытая от нас действи-

18 - 805 0^„

дельность, тогда как реальностью как она есть мы обладаем, наоборот, юлько в данных внутреннего опыта и в фактах сознания. Анализ этих фактов - средоточие наук о духе, и тем самым, как того и требует историческая школа, познание начал духовного мира не выходит из сферы самого этого последнего, а науки о духе образуют самостоятельную систему.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42

Похожие:

H. С. Плотников жизнь и история icon А. Н. Плотников экономика строительства
Экономика строительства: Учебное пособие / А. Н. Плотников. Сарат гос тех ун-т. Саратов. 2009, 227 с
H. С. Плотников жизнь и история icon Джордж харрисон
История «The Beatles» — без всяких сомнений, группы №1 в мировой поп- и рок-музыке — это прежде всего история четырех простых ливерпульских...
H. С. Плотников жизнь и история icon Повседневная жизнь театральной богемы серебряного века: Кабаре и...
Тихвинская Л. И. Повседневная жизнь театральной богемы серебряного века: Кабаре и театр миниатюр в России: 1908 – 1917. М.: Молодая...
H. С. Плотников жизнь и история icon Специальность, по которой осуществляется руководство аспирантами
...
H. С. Плотников жизнь и история icon 12 русских сказок (Безруков С., Безрукова И.)
Лемешко Е., Венгеров Г., Бохон В., Кулагин Л., Карпунина Н., Плотников Б., Румянцев Ю
H. С. Плотников жизнь и история icon Тематическое планирование Предмет история Класс
Дмитриева О. В. Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV-XVIII век. Учебник для 7 класса. 5 издание М.: «Тид «Русское слово-рс»-...
H. С. Плотников жизнь и история icon Жизнь полная любви посланни кправдивая история про любовь
Если вы человек, перелистывающий множество книг в поисках того, что позволит продвинуться вперёд, то в этой книге вы найдёте то,...
H. С. Плотников жизнь и история icon Жизнь не останавливается никогда
Эта история произошла в альтернативной реальности по отношению к большей части сериала «Элен и ребята». Точка развилки, после которой...
H. С. Плотников жизнь и история icon Суры и Асуры в Традиции
И бог даст вам жизнь долгую на Земле, чтоб вы могли иметь жизнь вечную в Царстве Небесном
H. С. Плотников жизнь и история icon Экологическое совершенствование творческой индивидуальности
Мгу, автор монографий: «Политическая борьба в средневековом Китае», «Учение об управлении государством средневекового Китая», автор...
H. С. Плотников жизнь и история icon Введение 6
Все виды человеческой деятельности и вся жизнь в обществе сопряжена с риском потерять жизнь, здоровье и имущество, вследствие изменения...
H. С. Плотников жизнь и история icon Постижение истории
...
H. С. Плотников жизнь и история icon Пояснительная записка
История России. Всеобщая история
H. С. Плотников жизнь и история icon Рабочая программа дисциплины по дисциплине «Учебная (археологическая) практика»
Оп «44. 03. 05–Педагогическое образование», профили «История и обществознание», «История и правоведение»
H. С. Плотников жизнь и история icon Требования к оформлению электронного варианта тезисов
История древних цивилизаций секции История и история искусства, подсекции Экспедиционные исследования секции География. Для перечисленных...
H. С. Плотников жизнь и история icon И. И. Круглик, Ю. Ф. Курамшин, И. В. Соколова история олимпийского движения санкт-петербург
История зарождения античных олимпийских игр (мифы и легенды)

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск