Кортякова Е. С. Развитие творческих способностей учащихся в подборе аккомпанемента на уроках сольфеджио в дши


Скачать 51.44 Kb.
Название Кортякова Е. С. Развитие творческих способностей учащихся в подборе аккомпанемента на уроках сольфеджио в дши
Тип Урок
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Урок
Кортякова Е.С.

Развитие творческих способностей учащихся в подборе аккомпанемента на уроках сольфеджио в ДШИ

Кортякова Елена Семеновна

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

МОУ ДОД «ДШИ им. Н. А. Римского-Корсакова»

г. Тихвин Ленинградской области
В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Задача преподавателя ДШИ состоит в том, чтобы раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления. На это направлены те упражнения, которые я предлагаю учащимся на уроках сольфеджио.
Многие рассматривают задание по подбору аккомпанемента к мелодии как творческое, в методике оно так и трактуется. Но опыт показывает, что успешное освоение таких заданий возможно только на основе правильного применения различных теоретических знаний и многих практических навыков, получаемых на занятиях в классе сольфеджио. Подбор аккомпанемента многие считают продолжением подбора мелодий, но, в отличие от последнего, подбор мелодий во многом определяется степенью природной одаренности учащегося и лишь в небольшой степени теоретическими знаниями. Другими словами, подобрать мелодию можно «на слух», а вот аккомпанемент не всегда. Порой мы слышим исполнение аккомпанемента корявое по звучанию и причиной тому не слабая фортепианная техника, а грубые ошибки в расположении аккордов, погрешности в голосоведении, неграмотность в использовании основных аккордов или их обращений, несоответствие местоположения аккорда в музыкальной форме. И только потом уже нашему восприятию может помешать фактура изложения и другие музыкально-выразительные средства. Вспомним мудрые слова одного из профессоров Московской консерватории, продолжателя системы П.И. Чайковского в курсе гармонии, автора наиболее стройного из известных учебников по теории и гармонии, И.В. Способина: «Фактура – дура, аккорд – молодец!». По сути, подбор аккомпанемента это не что иное, как гармонизация мелодии, только на первом этапе, когда еще не изучен 4-х голосный склад, но принцип тот же самый.

Рассмотрим подбор аккомпанемента в соответствии с двумя основными способами, отметив плюсы и минусы каждого из них.

  1. Подбор по слуху.

    1. Этим способом владеют крайне ограниченное число учащихся;

    2. Это могут делать только учащиеся с очень хорошими слуховыми природными данными, все остальные не могут;

    3. Они подбирают независимо от того, задано это или нет;

    4. Основной принцип: слышу – играю, быстрый путь к успеху;

    5. Это делается с удовольствием;

    6. Нет осознания того, как это делается, в лучшем случае, знают тональность;

    7. Результатом такой работы будет не применение полученных в результате обучения знаний, а реализация природных слуховых талантов;

    8. Это путь к музицированию в широком смысле слова.

  2. Подбор на основе теоретических знаний.

    1. Таким способом могут овладеть все учащиеся, исключение составляют равнодушные и ленивые;

    2. Выполняется только то, что задано, не более;

    3. Учащиеся понимают, что и как делают;

    4. Основной принцип: анализирую – определяю, строю – играю, более долгий путь к успеху;

    5. Если учащиеся хорошо и стабильно занимаются, и у них получается, то они начинают делать это с удовольствием;

    6. Это путь к освоению гармонии в узком и широком смысле.

Для методики преподавания комплекса теоретических дисциплин наиболее важен второй способ подбора аккомпанемента, так как наша задача – именно научить, привить определенные навыки, сформировать устойчивые наработанные модели, сделать так, чтобы учащиеся со средними данными проявляя усердие получали в дальнейшем удовольствие от выполнения подобных заданий. Работая над этим разделом пробовались различные варианты, в том числе и самостоятельный подбор учащимися любимых мелодий. В результате это сводилось к помощи преподавателя, так как музыкальный материал чаще всего не соответствовал уровню теоретических знаний учащихся и не мог быть самостоятельно освоен. Опыт показал, что более продуктивен и результативен второй способ, ибо развитый музыкальный слух – это комплекс природных данных и полученных умений и навыков на основе прочных знаний.

Отчего зависит уровень конечного результата, успех? Во-первых, от прилежания, во-вторых, от теоретических знаний, в-третьих, от уровня владения фортепиано.

Музыкальный материал подбирается в соответствии с программой, параллельно с изучаемым теоретическим материалом. Для удобства это, в основном, мелодии из сборников сольфеджио соответствующих классов.

Программа по подбору строится по принципу усложнения аккордовых средств, тональных соотношений и особенностей фактуры.

Для подбора аккомпанемента важно верно определить ритм смены аккордов, то есть, гармоническую пульсацию. Вначале используем мелодии, где гармонизуется каждый звук, темп умеренный, движение поступенное, часть гаммы, затем – полная гамма в пределах октавы. Далее используем мелодии, где смена происходит по принципу: такт – аккорд. Позднее берем мелодии, в которых 1-2 аккорда в такте, ускорение происходит, как правило, в каденции.

По структуре и функции аккордов также происходит постепенное усложнение в их использовании: трезвучия главных ступеней – обращения трезвучий главных ступеней – трезвучия побочных ступеней - секстаккорд второй ступени – септаккорд пятой ступени – обращения септаккорда пятой ступени – вводные септаккорды – септаккорд второй ступени – доминантовый нонаккорд.

Используемые аккордовые средства постепенно приводим в соответствие с формой мелодии, например, оформляя каденции. Параллельно изучаем особенности применения различных по структуре аккордов: трезвучия в начале и конце построений, секстаккорды на более легком времени такта, квартсекстаккорды в проходящих и вспомогательных оборотах, доминантсептаккорд в каденциях и при отклонении.

В тональном отношении постепенно от мелодий однотональных переходим к мелодиям с отклонениями и модуляцией.

В фактуре постепенно от аккордовой переходим к гармонической фигурации либо используем фактуру в соответствии с жанром мелодии: полька, вальс, мазурка и т.д.

Мелодии из учебников сольфеджио, рекомендуемые для подбора аккомпанемента:

1-2 класс. Н. Баева, Т. Зебряк

№ 16, 17, 20, 21, 22, 25, 29, 38, 46, 47, 56, 62, 88, 100, 139, 183, 208, 226, 238, 243, 256.

1 класс. А. Барабошкина

№ 30, 34, 43, 50, 51, 52, 53.

2 класс. А. Барабошкина

№ 9, 11, 19, 20, 21, 26, 33, 53, 61, 62, 63, 78, 97, 101, 107, 120.

3 класс. Е. Давыдова, С. Запорожец

№ 38, 48, 51, 68, 80, 83, 97, 190, 197, 200, 203, 211, 224, 235, 248, 253, 259, 295.

4 класс. Е. Давыдова

№ 11, 13, 71, 78, 107, 128, 135, 260, 271, 284, 298310, 311.

5 класс. Е. Давыдова

№ 5, 11, 14, 22, 26, 35, 39, 62, 74, 80, 91, 94, 99, 120, 123, 124, 126, 144, 192, 205, 220.

6 класс. Т. Калужская

№ 2, 6, 14, 21, 53, 66, 109, 127, 137, 197, 330, 343, 344, 438.

Предложенные мелодии используются преподавателем в зависимости от конкретных задач по подбору аккомпанемента и не всегда соответствуют классу.

На выпускном устном экзамене по сольфеджио одним из заданий может быть исполнение мелодии с аккомпанементом в различных вариантах, например:

- самостоятельное домашнее задание;

- стандартное домашнее задание;

- экспромт – исполнение с листа.
«Список литературы»

Алексеев Б., Мясоедов А. Элементарная теория музыки. Москва, «Музыка», 1986

Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки: учебник. Москва, «Музыка», 1983

Веселова А., Александрова-Старухина А., Фалалеева Е. Шпаргалка по музыкальной грамоте. Санкт-Петербург, «Союз художников», 2008

Красинская Л., Уткин В., Элементарная теория музыки. Москва, «Музыка», 1991

Курс теории музыки. Учебное пособие. Авторы: Т.С. Бершадская, Л.М. Масленкова, Б.А. Незванов, Г.Р. Фрейдлинг; общая редакция А.Л. Островского. «Музыка», Ленинградское отделение, 1978

Островский А., Соловьев С., Шокин В. Сольфеджио. М. «Классика-XXI» 2003

Способин И.В. Элементарная теория музыки: учебник. 6-е изд. Москва, «Кифара», 2008

Упражнения по теории музыки. Н.Ю. Афонина, Т.Е. Бабанина, С.Е. Белкина и др. Санкт-Петербург, «Композитор», 2002

Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. Москва, «Музыка», 1974

Хвостенко В. Задачи и упражнения по элементарной теории музыки. Учебное пособие. Москва, «Музыка», 2001

Похожие:

Кортякова Е. С. Развитие творческих способностей учащихся в подборе аккомпанемента на уроках сольфеджио в дши icon Конкурс «оригами» как средство развития творческих способностей учащихся...
Целью данного конкурса является развитие творческих способностей, образно-пространственного мышления; привлечение учащихся младшей...
Кортякова Е. С. Развитие творческих способностей учащихся в подборе аккомпанемента на уроках сольфеджио в дши icon Реферат по теме: «развитие творческих способностей младшего школьника»
Характеристика творческих способностей младших школьников
Кортякова Е. С. Развитие творческих способностей учащихся в подборе аккомпанемента на уроках сольфеджио в дши icon Институт развития образования республики башкортостан развитие интеллектуальных
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся образовательных учреждений: Сборник авторских программ. – Уфа: Издательство...
Кортякова Е. С. Развитие творческих способностей учащихся в подборе аккомпанемента на уроках сольфеджио в дши icon I. Теоретическое обоснование развития творческих способностей обучающихся...
Приложение сравнительная диаграмма уровня развития творческих способностей обучающихся 21
Кортякова Е. С. Развитие творческих способностей учащихся в подборе аккомпанемента на уроках сольфеджио в дши icon 1. пояснительная записка 1
Это связано с уникальными возможностями влияния оригами на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие...
Кортякова Е. С. Развитие творческих способностей учащихся в подборе аккомпанемента на уроках сольфеджио в дши icon Развитие творческих способностей учащихся через компьютерные технологии
Для использования новых компьютерных технологий в жизни требуется новое мышление, которое воспитывается с младших классов. Для нынешнего...
Кортякова Е. С. Развитие творческих способностей учащихся в подборе аккомпанемента на уроках сольфеджио в дши icon Проект «Логико математическое развитие детей дошкольного возраста»...
Основная цель познавательного развития, в соответствии с фгос – развитие интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих...
Кортякова Е. С. Развитие творческих способностей учащихся в подборе аккомпанемента на уроках сольфеджио в дши icon Опыта: «Исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное...
Автор опыта: Гвоздева Ольга Алексеевна, учитель биологии гбоу нао «Средняя школа п. Искателей»
Кортякова Е. С. Развитие творческих способностей учащихся в подборе аккомпанемента на уроках сольфеджио в дши icon Проекта
Развитие базовых (стартовых) потенциальных компетенций и личностных качеств, способствующих формированию творческих способностей,...
Кортякова Е. С. Развитие творческих способностей учащихся в подборе аккомпанемента на уроках сольфеджио в дши icon Основная образовательная программа основного общего образования муниципального...
Оп ООО направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие,...
Кортякова Е. С. Развитие творческих способностей учащихся в подборе аккомпанемента на уроках сольфеджио в дши icon Творческие задания и тесты на выявление творческих способностей детей
Творческие задания и тесты на выявление творческих способностей для детей 5-7-лет (разработаны преподавателем изобразительной деятельности...
Кортякова Е. С. Развитие творческих способностей учащихся в подборе аккомпанемента на уроках сольфеджио в дши icon © Алла Александровна Нестеренко
Петрозаводска. Дети называют эти занятия "фантазированием". Официальное название курса — "Развитие творческих способностей с использованием...
Кортякова Е. С. Развитие творческих способностей учащихся в подборе аккомпанемента на уроках сольфеджио в дши icon Паспорт Программы развития мкоу васькинской оош на 2016 2020 годы...
Целевой проект «Развитие познавательных и творческих способностей мотивированных школьников»
Кортякова Е. С. Развитие творческих способностей учащихся в подборе аккомпанемента на уроках сольфеджио в дши icon Программа направлена на развитие у учащихся 6-7 классов научно-познавательных...
Приоритетным направлением общеобразовательной школы становится развитие творческой, самостоятельной и свободной личности, стремящейся...
Кортякова Е. С. Развитие творческих способностей учащихся в подборе аккомпанемента на уроках сольфеджио в дши icon «Создание мультфильмов своими руками»
«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, через создание мультфильмов»
Кортякова Е. С. Развитие творческих способностей учащихся в подборе аккомпанемента на уроках сольфеджио в дши icon Развитие познавательной активности учащихся как один из путей формирования...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск