Далай-лама XIV
О ДЗОГЧЕНЕ
Учения о Пути великого совершенства, переданные на Западе Его Святейшеством Далай-Ламой
Английский перевод Геше Тубтена Джинпы и Ричарда Баррона (Чоки Ньимы) Цасум Линг & Институт Общегуманитарных Исследований
МОСКВА
2002
Содержание:
Предисловие Согьяла Ринпоче 2
ВВЕДЕНИЕ 5
Часть первая. Основа, путь и плод (Париж, 1982 г.) 8
Предисловие 8
Пятый Далай-Лама 9
Его Святейшество Далай-Лама. Чистое видение 11
Смысл посвящения 13
Основа, путь и плод учения Дзогчен 14
Роль компетентного мастера 16
Часть вторая. Три наставления, проникающие в суть (Шотландия, 1984 г.) 17
Предисловие 17
Три наставления, проникающие в суть 19
Его святейшество Далай-Лама. Введение 22
Особые характеристики дзогчена 22
Освобождение через контакт 25
Коренной текст посвящения и комментарии 26
Особые наставления премудрого и славного царя 28
1. О прямом введении в собственное состояние ригпа 33
2. О прямой решимости относительно этого состояния 37
3. О прямой уверенности в освобождении возникающих мыслей 42
4. Колофон 46
Часть третья. Дзогчен и учение Будды (Финляндия, 1988 г.) 49
Предисловие 49
Его Святейшество Далай-Лама. Четыре истины, четыре печати и дзогчен 51
Четыре благородные истины 52
Природа всех омрачений — страдание 54
Все явления лишены самобытия 55
Нирвана — истинный покой 56
Истинный враг 57
Основа и практика дзогчен 58
Часть четвертая. Вершина всех колесниц (США, 1989 г.) 60
Предисловие 60
Учение дзогчен в Сан-Хосе 61
Его Святейшество Далай-Лама. Чистая мотивация 64
Традиционный подход 65
1. Первичность ума 67
Достоверное познание 68
Различные классы феноменов 70
Ум 71
Страдание и его прекращение 72
Взаимозависимое происхождение 74
2. «В уме нет самого ума» 76
Абсолютная и относительная истины 76
Понимание пустоты 79
Искусные средства бодхичитты 82
Как развивать бодхичитту 83
Принятие обета Бодхисаттвы 84
Союз метода и мудрости 86
Высшая Йога-Тантра 86
3. Вопросы И Ответы 88
4.«Природа ума — это ясный свет» 95
Ясный свет в системе высшей Йога-Тантры 96
Уникальность учения дзогчен 99
Сущностное и лучезарное ригпа 104
Три способа освобождения 106
Значение аналитической медитации 109
Два способа введения в ригпа 110
Заключение 114
ПОСЛЕСЛОВИЕ (Учение, которое дал Ньёшул Кхенпо Джамьянг Дордже 8 октября 1989 года в Сан-Хосе) 114
ДАР МИРУ 114
Приложение 121
Сострадание — Сердце Просветления (Санта-круз, 1989 г.) 121
Предисловие Согьяла Ринпоче
Его Святейшество Далай-лама, глава тибетского буддизма — выдающийся буддийский мастер. Он стал светочем на нелегком пути своего народа, вот уже более 50-ти лет ведущего борьбу за свободу Тибета, а также для множества людей по всему миру, являясь исполненным сострадания миротворческим деятелем, несущим вдохновение и утешение всем нациям и народам мира. Его успехи и достижения обширны, но одним из самых выдающихся остается его вклад в депо сохранения традиции тибетского буддизма. Трудно представить себе ход исторических событий, если бы с нами не было этой замечательной личности, обладающей выдающейся смелостью, терпением и широчайшим видением — качествами, позволившими ему защитить и сохранить целостность тибетской культуры в эту трудную для человечества эпоху.
Далай-лама взял на себя еще одну, не менее важную, ответственность за распространение учений тибетского буддизма на Западе. Он читает лекции и проводит семинары, а его книги издаются и переводятся на разные языки мира. Его Святейшество Далай-лама изучал и практиковал учения, принадлежащие всем четырем школам тибетского буддизма. Он является авторитетным мастером и знатоком философских воззрений различных традиций. Во время своих путешествий по странам Запада Его Святейшество четыре раза давал наставления по Дзогчену, драгоценному учению, сердечной сущности древней школы Ньингма тибетского буддизма. Эти учения собраны в настоящей книге. Получить такие глубокие наставления от самого Далай-ламы, на мой взгляд, — большая удача и редкое событие. Для дарования передачи во время учения о пути Великого Совершенства Его Святейшество избрал посвящение Гуру Падмасамбхавы из цикла терма, принадлежащих откровениям «чистого видения» великого Пятого Далай-ламы, и я убежден, что это не только высшее благословение, но и исполненное глубочайшего смысла событие. Впервые это посвящение Далай-лама даровал на Западе, находясь в Париже в 1982 году. Тогда он выразил свое глубокое удовлетворение по поводу успешного его проведения. В следующий раз это посвящение было даровано им в 1989 году во время двухдневного семинара по учению Дзогчен в Сан-Хосе. Тогда это учение по времени совпало с важным историческим событием нашей эпохи: Его Святейшество стал лауреатом Нобелевской премии Мира.
Глубина знаний и высочайшая образованность придают его объяснениям Дзогчена уникальный и неповторимый оттенок. И, конечно же, его подход отличается всеохватывающим видением перспективы всех мировых религий, а не только буддизма. Каждый раз, когда я думаю о Его Святейшестве, мне вспоминается мой наставник Джамьян Кхенце Чоки Лодро, чья жизнь была прожита в духе риме, внесектарного движения, которое с великой любовью и заботой взращивалось его предшественником Джамьяном Кхенце Вангпо и другими учителямиXIX столетия. Мне навсегда запомнился тот день, когда я вместе с учителем впервые оказался на аудиенции у Далай-ламы. Это было в 1955 году, когда Джамьян Кхенце принял решение покинуть монастырь в Дзонгсаре, провинция Кхам, поскольку ситуация в Восточном Тибете резко обострилась. Мы оседлали лошадей и отправились в сторону Центрального Тибета. Мы ехали не торопясь, стараясь не пропустить ни одного священного буддийского места. Когда мы прибыли в Лхасу, моего учителя сразу же пригласили к Его Святейшеству. Я никогда не забуду охватившее меня трепетное волнение, когда мой учитель сказал, что мы пойдем к Далай-ламе вместе. Я помню восторг, заставлявший меня сдерживать дыхание, когда я поднимался по ступеням величественного дворца Поталы.
Мой учитель обратился с просьбой о получении особого посвящения Авалокитешвары, и нас проводили в комнату, где был приготовлен небольшой трон для моего учителя Джамьяна Кхенце Чоки Лодро напротив трона Его Святейшества. В комнате кроме нас был еще молодой лама, воплощение традиции Гелуг. Он уже давно ожидал встречи с Его Святейшеством, и мы расположились прямо на ковре по обе стороны от моего мастера. Во время долгой церемонии посвящения Его Святейшество время от времени встречался со мной глазами, и каждый раз его лицо освещала неповторимая чарующая улыбка. Я был полностью обезоружен его присутствием, и лишь тихо улыбался в ответ. Тогда ему было всего двадцать лет, но я навсегда запомнил его живой, глубокий ум и теплую улыбку, полную доброты и сострадания.
После окончания церемонии Далай-лама пригласил моего учителя к себе в частные апартаменты, а я остался ждать на балконе. В моей голове не осталось никаких мыслей, и я спокойно созерцал великолепный вид на Лхасу, открывавшийся из дворца. Но мне не пришлось долго оставаться в одиночестве, поскольку мое уединение было прервано появлением весьма импозантной фигуры охранника, высокого широкоплечего монаха. Через пару минут я снова оказался в обществе учителя. Нам подали чай, а Его Святейшество задал мне несколько вопросов, спросив, сколько мне лет и как меня зовут. Затем он очень внимательно посмотрел мне в глаза, и я навсегда запомнил этот взгляд, проникший в глубины моего существа. Далай-лама очень твердо сказал, что мне нужно всегда помнить о необходимости много учиться. Пожалуй, это одно из самых ярких и значительных воспоминаний моей жизни.
Тогда я еще не знал о том, что мой учитель Джамьян Кхенце был единодушно избран для того, чтобы передавать Далай-ламе учения школ Ньингма, Сакья и Кагью. Но этому событию так и не было суждено состояться. Мой мастер ушел в 1959 году, в Сиккиме, через несколько месяцев после того, как Его Святейшество отправился в изгнание в Индию. На самом деле многие из ближайших учеников Джамьяна Кхенце передавали некоторые учения Далай-ламе, в особенности Кьябдже Дилго Кхенце Ринпоче, ставший одним из основных учителей Его Святейшества, который передавал Далай-ламе учения школы Ньингма и наставления по Дзогчену.
В те годы, когда Его Святейшество давал учения, вошедшие в эту книгу, многие истинные держатели знания Дзогчена еще находились среди нас. Эти мастера, родившиеся в концеXIX столетия, являлись живым воплощением обширной реализации и обладали реальной силой и мудростью, проникнув в самые глубокие тайны учения Дзогпаченпо. Таковы были Дуджом Ринпоче, Дилго Кхенце Ринпоче, Ургьен Тулку Ринпоче и Ньёшул Кхенпо Джа-мьян Дорже. Они уже ушли, но все же навсегда остались с нами, а их мудрость живет в умах учеников, выпестованных ими с великой заботой. Именно эти выдающиеся мастера начали распространять учение Дзогчен на Западе, исполняя и подтверждая пророчество о том, что оно укоренится в тех краях. А поскольку они покинули этот мир, напитав его молитвами о распространении блага учения Будды на всех существ, то сила их устремлений теперь воплотилась в активности Его Святейшества Далай-ламы. И поскольку в мире уже не осталось мастеров того великого поколения, тем более драгоценны такие учителя, как Его Святейшество. Его деятельность по сохранению подлинного Учения для будущих поколений становится все более вяленой и незаменимой.
От имени Фонда Ригпа я хочу выразить благодарность за привилегию приглашения Далай-ламы для проведения семинаров по учению Дзогчен, которые состоялись в 1982 году в Париже, в 1984 году в Лондоне, в 1989 году в Калифорнии, Сан-Хосе. Для полноты данного издания в него вошло еще одно учение о Дзогчене, которое Его Святейшество давал в 1988 году в Финляндии, а также незапланированное выступление Ньёшула Кхен Ринпоче после учения Его Святейшества в 1989 году. Читая эту книгу невозможно удержаться от восхищения широтой и глубиной познаний Его Святейшества в области всего спектра буддийских учений Тибета, его искренней заинтересованностью в конечном результате, его глубоким уважением к учению Дзогчен и его реализованным мастерам.
Эти учения тесно переплетаются между собой. Они связаны не только общими элементами, но, самое главное, пронизаны духом таких величайших личностей, как первый дзогченовский мастер среди людей видьядхара Гараб Дорже; несравненный Лонгчен Рабджам; великий Пятый Далай-лама; выдающийся мастер учения Лонгчен Ньинг-тиг и линии тайных устных наставлений Дза Патрул Ринпоче и третий Додрупчен Джигме Тенпе Ньима. И, конечно же, освещающее все учения величественное и непревзойденное сияние основателя тибетского буддизма драгоценного Гуру Падмасамбхавы.
Роль великого буддийского учителя — это лишь одна из граней многообразной деятельности Далай-ламы. Его Святейшество выступает с программой против насилия и в защиту прав человека как общественный деятель; он участвует в программах по защите окружающей среды; он является опорой для обездоленных и преследуемых народов, и все больше и больше людей открывают свои сердца навстречу его искреннему стремлению разделить с ними их высочайшие стремления и надежды. Для миллионов людей Далай-лама является держателем правды, священным центром, в котором собирается все человеческое видение. Его личность неразрывно связана с историй Тибета и всего мира.
Для меня большая честь и благословение представить эту книгу вам. После окончания учения в Сан-Хосе Его Святейшество предложил мне объединить все учения о Дзогчене, который он давал в Европе и Америке в одном издании. Я счастлив, что нам удалось завершить этот проект. Будем надеяться, что Его Святейшество сочтет, что западные слушатели пришли к правильному пониманию учения, и это послужит вдохновляющим фактором, чтобы продолжить серию учений о Дзогчене в странах Запада.
Сейчас двухтысячный год, и мы ожидаем Его Святейшество во Франции, где по просьбе группы буддийских центров провинции Гольф дю Лион, в число которых входит и главный ретритный центр Ригпа Лераб Линг, он собирается даровать учение «Путь к просветлению». В Лераб Линге Его Святейшество собирается даровать посвящение Вадж-ракилаи, которое относится к терма тертона Согьяла Лераба Лингпы. Этот светоч учения Будды, который близок каждому живому существу, продолжает свою неустанную миссию мудрости и сострадания. Я вместе с бесчисленными существами молюсь о долгой жизни Далай-ламы и желаю, чтобы все его устремления пришли к исполнению.
Согьял Ринпоче, Лераб Линг,
6 июля 2000 года.
|