Министерство культуры Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ
На правах рукописи
Артамонова Екатерина Александровна
Рождение профессионального театра в Севилье XVI века
Специальность – 17.00.01 – Театральное искусство
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени
кандидата искусствоведения
Научный консультант:
доктор искусствоведения, профессор Силюнас В.Ю.
Научный руководитель:
кандидат искусствоведения Климова И.В.
Москва, 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РЕЛИГИОЗНЫЕ И СВЕТСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
В СЕВИЛЬЕ XVI ВЕКА 15
1.1. К ПРОБЛЕМЕ ТЕРМИНОЛОГИИ ИСПАНСКИХ ЗРЕЛИЩ 17
1.2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАЗДНИЧНЫХ ПРОЦЕССИЙ 20
1.3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАЗДНИКА ТЕЛА ГОСПОДНЯ 29
1.4. УЧАСТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТРУПП НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ В РАМКАХ РЕЛИГИОЗНЫХ ПРАЗДНИКОВ 43
ГЛАВА II. КОРРАЛЬ – ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА 57
2.1. КОРРАЛЬ – НОВЫЙ ТИП ТЕАТРАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА 59
2.2. СИСТЕМА АРЕНДЫ КОРРАЛЯ 69
ГЛАВА III. ИСТОРИЯ ПЕРВЫХ СЕВИЛЬСКИХ КОРРАЛЕЙ 77
3.1. КОРРАЛЬ ДОНА ХУАНА 78
3.2. КОРРАЛЬ АТАРАСАН 81
3.3. КОРРАЛЬ ДОНЬИ ЭЛЬВИРЫ 88
3.4. ПЬЕСЫ ХУАНА ДЕ ЛА КУЭВЫ КАК ИСТОЧНИК РЕКОНСТРУКЦИИ УСТРОЙСТВА СЦЕНЫ ПЕРВЫХ СЕВИЛЬСКИХ КОРРАЛЕЙ 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 110
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 115
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 120
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 134
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ИЛЛЮСТРАЦИИ 138
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СТРОЕНИЕ КОРРАЛЕЙ 140
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ИСТОРИЯ ПЕРВЫХ СЕВИЛЬСКИХ КОРРАЛЕЙ 151
3.1. КОРРАЛЬ ДОНА ХУАНА 152
3.2. КОРРАЛЬ АТАРАСАН 157
3.3. КОРРАЛЬ ДОНЬИ ЭЛЬВИРЫ 162
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ПЕРЕВОДЫ ДОКУМЕНТОВ 167
ВВЕДЕНИЕ
История испанского театра последних десятилетий XVI века – период малоисследованный. Долгое время историки театра уделяли внимание лишь XVII веку, что можно объяснить большим количеством сохранившихся источников. Однако переходный период от средневековых религиозных представлений к возникновению профессионального театра в конце XVI века заслуживает более пристального внимания, потому что именно в это время определялись пути развития профессионального испанского театра, закладывались основы национальной драматургии, осваивалось новое сценическое пространство.
Актуальность исследования
Данное исследование посвящено рождению профессионального театра в Севилье XVI века. На протяжении долгого времени изучению заявленной темы препятствовали трудности поисков первоисточников, что в свою очередь было связано с поздним формированием системы рукописных архивов муниципальных библиотек Испании, так как значительная часть рукописей находилась, а в некоторых случаях и до настоящего времени находится в частных коллекциях.
Несмотря на сложившуюся во второй половине ХХ века систему разделения архивов на национальные, провинциальные, муниципальные, церковные и частные, до сих пор решающим фактором при поиске необходимого первоисточника является история его появления в архиве. Так, например, рукописи, касающиеся покупки и продажи земельной собственности до 1500 г., в настоящее время находятся в архивах библиотек кафедральных соборов. Подобное обстоятельство связано с тем, что до конца XVI века не существовало городских нотариусов, их функции выполняли церковные секретари1. Сложность поиска необходимого первоисточника затрудняется и тем, что до начала ХХ века нередко при перемещении документа из одного архива в другой изменялся его предыдущий шифр. Помимо этого зачастую осуществлялась произвольная правка текста, с целью восстановления утраченных фрагментов, приводившая к уничтожению оригинала.
Процесс систематизации испанских рукописных архивов начался в 1950-е годы благодаря усилиям английского историка Дж. Варея. Вместе со своим учеником Н. Шергольдом он осуществил публикацию архивных материалов в серии «Источники по истории театра в Испании»2. В 1963 году Дж. Варрем было принято решение о включении в серию дополнительных рубрик. Так в ее структуре появились разделы: А – школьные монографии, B – публикация текстов, C – источники по истории театра, D – факсимильные издания и прочие. Со временем к Варею и Шергольду присоединялись другие исследователи, что позволяло увеличивать скорость и качество работы. Серии книг «Источники по истории театра в Испании» издавали при крупных университетах Англии, Португалии и Америки. В общей сложности за двадцать семь лет было выпущено двадцать семь томов.
На базе собранных материалов в 1967 г. Н. Шергольд опубликовал фундаментальную монографию «История испанской сцены, начиная от средних веков и до конца XVII столетия»3, где подробно описал особенности каждого из обозначенных периодов развития театра, определил направления дальнейших научных поисков.
Парадоксальным образом именно иностранные исследователи своими трудами заложили современную систему организации архивного материала в муниципальных библиотеках Испании. В 1980-х годах появилась новая научная специальность – архивариус, в должностные функции которого ныне входит не только задача сохранения культурного наследия, но и расшифровка документов с целью их доступности в сети общественных библиотек4.
Программа по систематизации, публикации и сохранению историко-театрального наследия Испании, разработанная Вареем и Шергольдом продолжает осуществляться немногочисленными научными коллективами. По результатам работы в статьях и сборниках публикуются откомментированные и дешифрованные документы.
С началом процесса оцифровки архивов, предпринятой в XXI веке, становятся доступными ранее неизвестные источники, дополняющие и уточняющие сведения по истории испанского театра.
В настоящее время благодаря значительному количеству конференций и театральных фестивалей, способствующих пропаганде культурного наследия Испании XVI века, формируется тенденция к переизданию произведений авторов указанного периода. Особое внимание уделяется редким, ранее не публиковавшимся работам. Так, в 2008 году группа ученых из университета Севильи при поддержке министерства культуры Испании и городского муниципалитета, опубликовала две пьесы испанского драматурга XVI века Хуана де ла Куэвы – «Комедию о принце тиране» и «Трагедию о принце тиране» с развернутыми комментариями5. Это была первая публикация пьес Куэвы со времени их издания в 1588 году. В 2013 году испанский исследователь Р. Фролди совместно с итальянским ученым М. Презотто опубликовал несколько трагедий Хуана де ла Куэвы, снабдив их обширными комментариями, включающими историю создания текстов6.
Интерес автора данной диссертации находится в сфере изучения как историко-социологического аспекта эпохи (выяснение обстоятельств, способствовавших процессу рождения профессионального театра в Испании, формирование особого типа среды, нуждающейся в массовой зрелищной культуре), так и театроведческого (уточнение театральной терминологии, театрализованные представления в рамках религиозных и светских праздников, появление стационарного театра, влияние итальянских актеров на развитие испанского театра). Обе сферы позволяют всесторонне рассмотреть и проанализировать театральные события, происходившие в Севилье в период между появлением профессиональных трупп Лопе де Руэды и «Золотым веком» испанского театра.
Диссертант предпринял попытку осветить процесс рождения профессионального театра в Севилье, основываясь на документах, хранящихся в Муниципальном архиве города Севильи, архиве кафедрального собора Севильи, библиотеке Севильского университета, Виртуальной библиотеке Мигеля Сервантеса.
Объект данной диссертации – обстоятельства рождения профессионального театра в Севилье XVI века.
Предмет исследования – театральные представления в рамках общегородских праздников и спектакли в Корралях7 как истоки процесса зарождения профессионального театра в Севилье XVI века. На основании сохранившихся первоисточников в качестве наиболее выразительных явлений этого процесса выбраны различные постановки во время праздника Тела Господня, карнавальных шествий, триумфальных въездов, а также отдельные комедии и трагедии Хуана де ла Куэвы, поставленные на сцене трех севильских Корралей (Корраль Атарасан, Корраль Дона Хуана, Корраль Доньи Эльвиры).
Степень научной разработанности проблемы
Диссертантом была проведена работа по отбору наиболее важных библиографических материалов и первоисточников, большая часть которых ранее не привлекалась отечественными театроведами для изучения основных проблем испанского театра XVI века.
Зарубежные исследования
Первые шаги в направлении изучения испанского театрального наследия XVI века были предприняты западноевропейскими историками театра в XVIII веке, когда в связи с реорганизацией систем книгохранилищ, начали появляться каталожные списки редких пьес, привлекшие внимание исследователей. В 1735 г. испанский библиограф Медель Кастильо опубликовал «Алфавитный список всех названий старинных и современных комедий», где были указаны все известные на момент публикации названия комедий и имена их авторов8. Полвека спустя вышел уточненный и во многом дополненный каталог старинных пьес, составленный испанским библиографом Г. де ла Уэрты «Испанский театр. Алфавитный каталог комедий, трагедий, ауто, сарсуэл, энтремес и других произведений, относящихся к театру»9.
Следующий каталог подобного типа появился только в середине XIX века. В 1850 году был издан труд испанского библиографа Л. Фернандес де Моратина «Исторический и критический каталог драматических пьес до Лопе де Веги»10. С 1863 по 1889 г. испанский библиограф и писатель Б. Гайярдо опубликовал четырехтомное издание «Очерки редких и интересных книг испанской библиотеки»11.
Благодаря публикации каталогов стали появляться статьи и монографии, посвященные ярким страницам истории испанского театра, принадлежащие не только испанским исследователям. Так, например, в 1910 году вышел в свет труд немецкого ученого А. Хёмеля «Сид в испанской драме XVI–XVII вв.»12
Среди монографий, посвященных рассматриваемой теме, выделяются труды общего характера, освещающие большие периоды истории испанского театра, таких исследователей как: О. Арронис13, М. Диес Борке14, Б. Вардруппер15 и др. Проблемам становления и развития севильского театра посвящены «Анналы по истории театра в Севилье XVI–XVII веков»16 Х. Санчеса Архоны, изданные в конце XIX века и многократно переиздававшиеся при жизни автора. Он одним из первых подчеркнул значение корралей для развития профессионального испанского театра и заметил, что без комплексного подхода, учитывающего представления в дни религиозных праздников, спектакли в Корралях, деятельность странствующих трупп итальянских актеров, невозможно составить верное представление о развитии театрального дела в Севилье.
Большой интерес представляют труды, посвященные отдельным проблемам испанского театра XVI века. Например, работа П. Ричарда и П. Донована «Литургическая драма в средневековой Испании»17, содержит ценные сведения о постановочной практике средневекового религиозного театра. Отметим также исследование Л. Матлук «Танцы во время религиозных процессий в Севилье»18, где анализируется процесс эволюции религиозных процессий от средних веков до конца XVII века.
К числу фундаментальных исследований по истории испанского театра относятся монографии Ж. Санторана и Х. Себриана, созданные в результате многолетней работы с первоисточниками. Ж. Санторан – автор единственной на данный момент монографии, где всесторонне представлена история становления театрального дела в Севилье от Средних веков до конца XVII века. Х. Себриан – уникальный специалист, подробно проанализировавший творчество севильского драматурга и поэта Хуана де ла Куэвы, рассмотревший сквозь призму его биографии и творчества основные тенденции развития и становления театрального дела в Испании XVI века.
Отечественные исследования
История испанского театра в отечественном театроведении представлена трудами Д.К. Петрова, С.С. Игнатова, Т.Н. Томашевского, З.И. Плавскина, В.Ю. Силюнаса.
Одним из первых к проблеме изучения испанского театра XVI века обратился в начале XX века филолог Д.К. Петров. В своей двухтомной монографии «Заметки по истории староиспанской комедии»19 он рассмотрел творчество испанского драматурга Лопе де Веги представил краткое содержание ранее неизвестных пьес Хуана де Энсины, Торреса Наарро, Лопе де Руэды и Хуана де ла Куэвы. Впервые на русском языке изложил сюжеты комедий и трагедий Хуана де ла Куэвы.
Вслед за Д.К. Петровым к истории испанского театра обратился С.С. Игнатов, опубликовавший монографию «Испанский театр XVI–XVII веков»20. Автор выделил значительные события в истории испанского театра указанного периода, проанализировал драматургию и постановочную практику эпохи, обозначил основные направления в развитии театральной культуры. Однако установка автора на максимально доходчивое изложение материала оставила труд С.C. Игнатова на уровне научно-популярной литературы.
В российском театроведении второй половины XX века произошел важный прорыв в изучении истории испанского театра: появились статьи и монографии ведущего отечественного испаниста В.Ю. Силюнаса, совмещающего в своих исследованиях традиции отечественного театроведения с научно-теоретическим опытом, накопленным зарубежными историками театра. В своих работах, таких как «Испанский театр XVI–ХVII веков. От истоков до вершин»21, «Стили жизни и стили искусства»22, «Театр Золотого века»23 и др. В.Ю. Силюнас опирается на широкий круг первоисточников, принципиально важных для понимания процессов развития испанского театра в разные периоды его истории.
В настоящее время исследования по истории испанского театра разных периодов продолжаются благодаря созданному В. Силюнасом в 1988 году сектору ибероамериканского искусства при Государственном институте искусствознания.
При всем разнообразии и широте рассмотренной выше научной литературы, следует признать, что комплексный анализ основных проблем истории испанского театра XVI века до сих пор не получил подробной разработки ни в отечественном, ни в зарубежном театроведении.
Научная новизна диссертационной работы.
– восполнены пробелы в изучении истории испанского театра XVI века, существующие в современном отечественным театроведением, уточнены и дополнены первоисточниками сведения, связанные с рождением профессионального испанского театра и организацией театрального дела в Испании XVI века.
– впервые проблема рождения профессионального театра рассматривается локально на примере конкретного города – Севильи. В XVI веке этот город был важным политическим, экономическим и религиозным центром Испании, местом высокой социальной и культурной активности, способствовавшей развитию разного рода зрелищ;
– выявлен и подробно проанализирован переход от уличных представлений к стационарным театрам (Корралям), что явилось важным этапом для развития профессионального театра в Испании XVI века;
– впервые в диссертации расширена источниковедческая база по изучению севильского театра XVI века, предоставившая широкие возможности для дальнейших научных изысканий в этом направлении;
– впервые в отечественном театроведении автором диссертации приводится перевод с испанского на русский язык большого массива исторических документов, а также проанализированы тексты договоров на строительство корралей, позволившие наиболее детально воссоздать процесс рождения профессионального театра в Севилье XVI века;
– впервые автором диссертации осуществлен перевод на русский язык отдельных отрывков из пьес Хуана де ла Куэвы: «Разграбление Рима», «Освобождение Рима Муцием Сцеволой», «Старый влюбленный» и «Комедии о принце-тиране»;
– впервые автором предпринята попытка реконструкции отдельных сцен пьесы Хуана де ла Куэвы «Комедия о разграблении Рима» на сцене Корраля Доньи Эльвиры, где состоялось ее первое представление.
Целью диссертационной работы является комплексное исследование сложного, многоступенчатого процесса рождения профессионального театра в Севилье XVI века.
Для достижения цели диссертантом были определены следующие задачи:
представить панораму зрелищной культуры Испании XVI века;
раскрыть особенности влияния итальянских гастролирующих трупп на развитие театрального дела в Севилье;
прояснить процесс возникновения нового театрального пространства – корраля;
рассмотреть способы организации представлений внутри стационарной театральной площадки;
осуществить реконструкцию отдельных сцен комедий и трагедий Хуана де ла Куэвы, которые были представлены в трех севильских Корралях;
прояснить и упорядочить основную терминологию религиозных и светских театральных зрелищ Испании XVI века.
Материалы исследования составили источники разного типа:
–отечественные и зарубежные исследования, включая публикации в периодической печати;
– архивные материалы:
1) контракты на организацию представлений;
2) жалобы участников представлений в органы городского управления;
3) контракты на строительство корралей;
4) контракты аренды;
5) схемы строения корралей;
6) иконографический материал, связанный со зрелищной культурой Севильи XVI века.
Методологические основы исследования
Диссертантом в качестве основного метода исследования был выбран метод исторической реконструкции, разработанный немецким историком театра, филологом, профессором Берлинского университета Максом Германом в первые десятилетия XX века. За основу было взято одно из принципиальных положений, которое он выдвинул в своем капитальном труде «Исследования по истории немецкого театра Средних веков и Возрождения»24, а именно, необходимость отделить историю театра от истории драмы, заняться воссозданием и пристальным изучением спектакля той или иной эпохи, театрального пространства, в котором он разыгрывался.
В начале ХХ века метод исторической реконструкции в отечественном театроведении разрабатывали представители ленинградской театроведческой школы, возглавляемой А.А. Гвоздевым. В последние десятилетия ХХ – в начале XXI века эта методология активно используется в московской школе театроведения благодаря уникальному семинару по реконструкции старинного спектакля под руководством А.В. Бартошевича и В.С. Силюнаса, который они проводят более двадцати лет среди студентов театроведческого факультета Российского университета театрального искусства.
Наряду с методом исторической реконструкции автор опирался на метод сравнительного анализа и метод исторической аналогии, позволившие анализировать и сопоставлять различные явления испанской театральной культуры XVI века, тем самым укрепляя доказательную базу настоящего исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
классификация театральных представлений в Севилье XVI века;
появление первых профессиональных трупп, способствовавших организационным изменениям в проведении религиозных праздников;
переход от уличных спектаклей к представлениям в стационарных театрах – Корралях, как важный этап развития испанского театра;
анализ пьес Хуана де ла Куэвы как источника сведений о сценическом пространстве, в котором они разыгрывались.
Теоретическая значимость исследования состоит в определении научно-исторической ценности процесса рождения профессионального театра в Севилье XVI века в общем контексте западноевропейского театрального искусства.
Анализ представлений во время религиозных праздников, торжественных шествий и спектаклей в Корралях XVI века позволяет наметить перспективу развития испанского театра в XVII веке, что в свою очередь может способствовать всестороннему изучению истории западноевропейского театра указанного периода.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в обновлении источниковедческой базы отечественного театроведения и введении в научный обиход множества новых фактов истории испанского театра ХVI века. Это позволяет более углубленно и во многом по-новому увидеть и оценить процессы, происходившие в период рождения профессионального театра Испании в целом и Севильи в частности. Материалы и выводы данной работы могут быть использованы в курсах лекций и учебных пособиях по истории испанского театра.
Апробация исследования
Диссертация обсуждалась на заседаниях Сектора античного и средневекового искусства в Государственном институте искусствознания. Основные положения работы отражены в указанных публикациях по теме диссертации и в докладах, прочитанных на научных конференциях и круглых столах (конференция «Первоисточник в истории театра», ГИИ, Москва, декабрь 2010–2011 гг., круглый стол «Публика и организация театра в истории культуры», Государственный институт искусствознания, Москва, май 2013 г.). Материалы диссертации были использованы в курсе лекций и семинаров по испанскому языку на кафедре иностранного языка Московского Физико-технического института с 2009 по 2014 г. Статья диссертанта «Значение авторских ремарок в комедии Хуана де ла Куэвы “Разграбление Рима”» была удостоена премии в номинации «Работы молодых ученых» конкурса «Книги-2013» Государственного института искусствознания.
|