Скачать 1.26 Mb.
|
КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ Темы лекций
ТЕМА 1. Теоретико-методологические подходы к историческому исследованию Цель истории социальной работы как отрасли знания Курс «Истории социальной работы» направлен на формирование профессиональной культуры будущего специалиста, обогащение его историческими знаниями, гуманистическими ценностями, выработанными в процессе мировой исторической практики поддержки и защиты нуждающихся. Целью курса является формирование системных представлений у студентов об эволюционном пути развития основных исторических форм, моделей, институтов помощи и поддержки в мировой цивилизации. Зачем нужна социальная работа? Социальный работник может выявить наличие трудной жизненной ситуации, помочь семье или индивиду обратиться к источникам социальных ресурсов, из которых к ним должна поступить поддержка, содействовать в разработке и реализации плана разрешения затруднений. Таким образом общественные цели СР – это:
Смысл социальной работы состоит в компенсации тех или иных социальных ущербов, выравнивании возможностей различных индивидов, семей, групп в пользовании своими социальными правами. Несмотря на давние традиции меценатства и благотворительности в России социальная работа как вид профессиональной деятельности только начинает формироваться. Тем не менее обращение к ранним страница развития форм социальной помощи в России и за рубежом дает научное обоснование для анализа социальной работы в современном обществе. Периодизация развития социальной работы в России I. Архаический период. Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до X в (дохристианский период). П. Период княжеской и церковно-монастырской поддержки с X по XIII вв. III. Период церковно-государственной помощи с XIV в. по вторую половину XVII в. IV. Период государственного призрения со второй половины XVII в. по вторую половину XIX в. V Период общественного и частного призрения с конца XIX в. до н. XX в. VI Период государственного обеспечения с 1917 г. по 1991 г. VII. Период социальной работы с начала 90-х гг. по настоящее время. Историография истории социальной работы в России Выделяются следующие этапы Историография истории социальной работы в России:
Один из первых подходов к истории российском опыта социальной помощи в России дан в работе А. Стога «О общественном призрении» СПб., 1818. На протяжении первой половины ХIХ столетия она явилась, по сути, единственным историческим исследованием, посвященным данному вопросу. Подчеркивая важность государственного» подхода в деле общественной помощи, общественного призрения, А. Стог впервые в российской историографии попытался показать эволюцию государственного подхода к проблемам помощи и поддержки нуждающихся, начиная с ранних страниц российской истории — X-XI вв. И только через пятьдесят с лишним лет данная проблема найдет свое отражение в работах других ученых. Историю общественного призрения в России А. Стог делит на пять основных этапов:
Интерес к ранним страницам российской практики помощи и защиты в 70-80-х гг. XIX в. связан с ростом общественного движения поддержки нуждающихся, а также с рядом государственных мер в области социальной политики. Параллельно с данным подходом развивается и другой — с точки зрения христианской благотворительности. В изучении отдельных правлений социальной помощи можно выделить работы конца XIX - ХХ в., посвященные церковно-приходскому, городскому призрению, общественной помощи, частной благотворительности. Изучается как само направление в контексте истории России, так и история приходского призрения отдельных местностей и городов. В церковно-приходском призрении ученые видят первооснову современных форм общественной благотворительности, отмечают преемственность идеологии помощи, ее влияние на становление гуманистических общественных отношений. Е. Максимов определил, что «общественное призрение» - это явление и понятие, исторически обусловленные. – только с эпохи Павла I. В. Герье считал, что, несмотря на культурно-историческое многообразие традиций, форм и способов помощи, развивающихся в различные эпохи, все их можно свести к основным формам: - милостыня, - благотворительные учреждения, - попечительство. Три формы помощи характеризуют три стадии, общественной поддержки нуждающихся. Другой подход в логике мультикультурного осмысления истории развития общественной помощи предпринят А. Якоби, возможно выявление фаз развития благотворительности, которые следуют за пандемическими (одновременное страдание многих людей) факторами. Следуя логике такого подхода, изучение благотворительности в ее историческом развитии осуществляется путем рассмотрения массовых бедствий: голода, войны, эпидемии. Большой вклад внесли работы В.Н.Татищева, С.М. Соловьева, Н.М. Карамзина
Изучение исторического опыта социальной защиты происходит уже в первые годы советской власти с марксистских позиций, историческое прошлое изучается в контексте идей классовой борьбы. Одновременно формируются новые традиции в освещении исторического прошлого, когда «история повседневности» является основным модусом осмысления существующей практики социальной помощи. В дальнейшем исторический опыт общественной помощи и поддержки не выделяется в историческом познании, однако отдельные вопросы в контексте самостоятельных проблем истории России находят свое отражение в работах Тихомирова, Б. Рыбакова, Б. Грекова, Л. Черепнина, В. Пашуто, Я. Щапова, С. Шмидта, А. Рогова, Н. Синицыной и других историков.
Системные исследования российского опыта помощи и поддержки начинаются лишь в конце 80-х гг. Первые шаги в осмыслении исторического прошлого социальной помощи были сделаны в работах, посвященных феномену российского меценатства и благотворительности, П. Власова, Н. Думовой, Л. Бади, Е.И. Холостовой и др. В конце XX в. в России в связи с введением новой общественной профессии — социальная работа — появляется потребность в изучении ее истории, что неизбежно приводит к выявлению ее периодизации в российской историографии. Таблица. Историография истории социальной работы. ВОПРОСЫ:
Виды помощи и взаимопомощи у древнеславянских племен Формы помощи в славянских общинах складывались под влиянием языческого мифологического сознания древнейших славян, сохранения общинной системы землевладения, пережитков в семейно-бытовой сфере и т. д. Е. И. Холостова выделяет следующие основные формы защиты и поддержки в древнейших славянских обществах:
В качестве примера культовых форм поддержки приведем пример поклонения древних славян кругу (колесу). Он прежде всего выполнял функцию оберега от злых духов, был символом определенной целостности, стабильности и основательности. Существенной особенностью являлось и то, что древние славяне связывали помощь с различными мифами, например с оберегами. Они наделяли сакральными свойствами различные предметы и растения (предметы костюма, домашней утвари, березу, дуб, осину), проводили родовые обряды почитания предков, обожествляя их. Особое место в сакрализации процесса помощи отводилось культу героя. Показательны в этом отношении княжеские пиры, на которые собирались дружинники. В княжеских пирах «среди медопития складывались высокие христианские добродетели: милость, нищелюбие и страннолюбие». Основные формы социальной помощи в архаический период Основные объекты оказания помощи – - нищие, калеки, сумасшедшие (во времена христианства – блаженные богоугодные люди, дети-сироты, вдовы, пожилые, престарелые люди Формы помощи - 1.жертвования, подаяния в день праздников и похорон в пользу неимущих 2.раздел имущества покойного в пользу вдовы 3.«приймачество» - вид усыновления в архаический период 4.Инфантицид: отправление на тот свет престарелых и детей 5.Общее ведение работ – посев уборка урожая, помощь в постройке дома – «помочи», 6.«толоки» - совместные перевозки, 7.«наряды миром» - если взрослые болели – соседи помогали вести дом хозяйство 8.Выделение земельных участков вдовам и старикам 9.«Супряга» - совместное использование рабочего скота Легенды и сказания славян о княжеских пирах свидетельствуют о том, что непременными участниками трапезы были калики и нищие странники, получавшие богатую милостыню. Так, в этнографических материалах мы находим примеры поддержки стариков. Если семья не помогала пожилому человеку, то заботу о стариках брала на себя община. Для них отводился по специальному решению общества отрезок земли, где они работали. Если же пожилые люди окончательно «впадали в дряхлость», они призревались общиной. Старика определяли на постой (питание, проживание) на несколько дней, затем он «менял» своих кормильцев. Такой вид помощи стал своеобразной общественной повинностью. Проводилось усыновление детей внутри родовой общины, так называемое «приймачество». «Приймать» в семью сироту, как правило, могли люди позднего возраста, когда им становилось трудно справляться с хозяйством или когда у них не было наследников. Принятый в семью должен был почитать своих новых родителей, вести хозяйство и т. д. Другой формой поддержки сироты была общинная, мирская помощь. Она по своему характеру совпадала с помощью «немощным старикам», когда ребенок переходил из дома в дом на кормление. Сироте могли назначать "общественных" родителей, которые брали их на свой прокорм. Но если сирота имел хозяйство, община противодействовала усыновлению. Такие сироты назывались «выхованцами», «годованцами». Зарождаются и формы помощи вдовам. Нуждающимся вдовам оказывали помощь продуктами. Это происходило, как правило, после уборки урожая. Сельская община предоставляла им также землю, на них распространялись такие же нормы мирского призрения, как и на стариков. В основе хозяйственной взаимопомощи и взаимоподдержки лежала всевозможная взаимовыручка. Таблица. Формы помощи в архаический период.. ВОПРОСЫ:
Факторы и этапы развития форм помощи По мнению Холостовой – начиная с 10 века на Руси разрушаются родоплеменные отношения; Возникновение Киевского государства – появление государственной помощи Принятие христианства в 988 г. – как считал русский историк В.О. Ключевский – заповедь «Возлюби ближнего своего как самого себя» - способствовала генезису форм взаимопомощи. Язычество не играет уже роль главной религии. С принятием христианства – появляется церковь – значимый фактор и организатор помощи нуждающимся; Укрепление княжеской власти. второй половины XII в. — образования удельных княжеств и распространения христианства на окраинах восточнославянских земель. По мнению М.В. Фирсова, на смену родоплеменным отношениям пришли территориальные, политические и военные, возникли племенные союзы. Создаются условия для появления государства, объединяющего все племена и союзы племен. В качестве правящей социальной группы, «органов власти» во главе союзов ставились князь и княжая дружина. Данный период характеризуется возвышением княжеской власти, влияниям его дружины на общественную жизнь. Этапы помощи: Основные тенденции помощи в этот период времени были связаны с княжеской защитой и попечительством, которые в своем развитии претерпевают два этапа своего становления.
Генезис княжеской помощи основные направления Генезис княжеской помощи относят к времени правления князя Владимира. В рамках первого этапа княжеской социальной помощи 10 -12 вв. – определяющее значение имела именно княжеская помощь. Причем самой церкви оказывалась помощь. В рамках второго этапа 12-13 вв. пальму первенства подхватывает церковь и духовенство. В 13 в. князья вырабатывают свои виды помощи и поддержки, связанные с дальнейшим процессом принятия христианства, - строительством городов, - помощь в строительстве церквей - защитой мигрантов, - помощь нищим - освобождение холопов для спасения своей души - захороненение погибших от набегов кочевников - в постройке жилища, и в выкупе пленных, и в обучении ремеслам. - Строительство больницы и богаделен Законодательное оформление института помощи Законодательное утверждение социальной помощи отражено в основном своде законов Ки евской Руси: Русской Правде Ярослава Мудрого. Появляются документы, регулирующие отношения в области поддержки и помощи различных категорий населения России. К числу древнейших источников права относятся церковные уставы князей Владимира и Ярослава. Оформление помощи: под защиту княжего суда берутся изгои: «изгои будет, либо славенин, то 40 гривен положити за нъ». Словом, вырабатываются патронно-клиентские связи в средневековом обществе, т.е. там, где раньше в основном господствовали семейно-родовые отношения. Основными объектами помощи становятся: - больные, - нищие, - вдовы, - сироты. Возникают и новые субъекты помощи: - князь, - церковь, - приходы, - монастыри. Обозначились основные направления помощи и поддержки: - княжеская, - церковно-монастырская, - приходская благотворительность, - милостыня. |
Диссертация на соискание ученой степени Теоретико – методологические подходы к исследованию Евразийского библиотечного пространства |
Конспекты занятий Занятие 1 Тема: Эмоциональное выгорание: методологические основы, причины Цель: Знакомство с понятием «эмоциональное выгорание» и основные теоретико-методологические основы выделения его причин. Самодиагностика:... |
||
2006 философия вводный курс лекций москва Российский университет дружбы народов Гречко П. К. (Введение, Тема 7), Волгин О. С. (Темы 11, 12, 15, 18), Орехов А. М. (Темы 13, 16), Рудановская С. В. (Темы 6, 8), Курмелева... |
Глава Теоретико-методологические подходы к управлению развитием частных медицинских клиник |
||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) конспекты лекций |
Конспекты лекций Социология – наука, изучающая общественную жизнь человека с точки зрения социального взаимодействия. Она способствует пониманию человеческого... |
||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Конспекты лекций «Management», qualification (degree) to be earned – Master of Science in Goods management. Full-time program |
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Конспекты лекций «management», qualification (degree) to be earned – Master of Science in Goods management. Full-time program |
||
Курс лекций ббк20. 1 я7 к 17 Калыгин В. Г К а л ы г и н В. Г. Промышленная экология. Курс лекций. М.: Изд-во мнэпу, 2000. 240 с |
Конспект лекций Ш 39 Метрология, стандартизация, сертификация: Конспект лекций / О. А. Шейфель; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности.... |
||
Конспект лекций для студентов всех форм обучения специальности 080110... Налоги и налогообложение: Конспект лекций / Составитель Н. А. Леончик. – Кемерово, 2006. – 80 с |
Курс лекций разработан д-ром ист наук Морозовой О. М. Раздел 1 Методологические основания этого рапздела определяются рядом идей, выдвинутых в ходе полемики о природе гуманитарного знания |
||
Технические средства автоматизации конспект лекций Конспект лекций предназначен для студентов дневной, вечерней, заочной и дистанционной форм обучения по специальности 220301 «Автоматизация... |
Конспекты лекций по дисциплине «Культура речи и деловое общение» Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи: Учеб пособие для вузов. – Ростов н/Д, 2005 |
||
Конспекты лекций Профессиональный модуль пм. 05. «Организация и управление коллективом исполнителей» основывается на знаниях полученных студентами... |
Курс биологии с экологией для стоматологического факультета мгмсу план-конспекты лекций ... |
Поиск |