А.Б. Яновский
заместитель Министра энергетики России,
доктор экономических наук,
профессор
А.М. Мастепанов
заместитель директора ИПНГ РАН,
доктор экономических наук,
академик РАЕН
Энергодиалог РФ-ЕС: проблемы и перспективы его развития (взгляд со стороны России)
Слайд 1.
Ещё раз добрый день, уважаемые участники и гости форума!
Прежде всего, хочу поблагодарить организаторов за возможность выступить перед вами по актуальным вопросам Энергодиалога Россия-ЕС и энергетической политики России. Изначально мы планировали сделать два доклада: я – об истории развития энергетических взаимоотношений между Россией и странами Европы и начале Энергодиалога, а заместитель Министра энергетики Российской Федерации Анатолий Яновский – о современном состоянии, проблемах и перспективах Энергодиалога и об энергетической политике России на современном этапе. Однако из-за загруженности работой Анатолий Яновский не смог к нам приехать, поэтому я представляю вам объединённые тезисы наших двух докладов.
Слайд 2.
Энергетическое сотрудничество России и Европейского Союза насчитывает уже около полувека.
44 года назад на промышленной ярмарке в Ганновере министр иностранных дел СССР Андрей Андреевич Громыко предложил идею контракта «газ-трубы». Этот контракт, который впоследствии назовут «сделкой века», положил начало крупномасштабному энергетическому сотрудничеству России с Германией и другими странами современного Европейского Союза.
До начала 90-х годов наша страна совместно с партнёрами по Совету экономической взаимопомощи соцстран осуществляла развитие инфраструктуры энергоснабжения, ориентированной на европейских потребителей. Тогда были реализованы крупнейшие проекты нефтепроводов (Дружба-1 и 2), единой электроэнергетической системы «Мир»; осуществлялось строительство атомных станций на территории стран СЭВ по типовым советским проектам.
На следующем этапе (до начала 2000-х годов) наше энергетическое сотрудничество продолжалось на фоне изменения географической карты Европы, распада СССР и становления новых государств и к настоящему времени это сотрудничество опирается на обширную базу в виде соответствующей энерготранспортной инфраструктуры.
Слайд 3.
Европейский союз является важнейшим торгово-экономическим партнёром России, а Российская Федерация является третьей в ряду крупнейших торговых партнёров ЕС после США и Китая. Кроме того, отношения с Евросоюзом – важнейшая составляющая нашей внешней политики.
Слайд 4.
Особенно большое значение для ЕС имеют поставки российских энергоносителей. Россия является их основным поставщиком в страны Евросоюза, удовлетворяя почти треть всех импортных потребностей ЕС в энергоресурсах.
Слайд 5.
В частности, Россия является крупнейшим поставщиком в ЕС нефти (30-33% общего объёма импорта ЕС или 25-30% её потребления), газа (до 40% общего объёма импорта), урана, угля и нефтепродуктов (25-30% общего объёма импорта), а также занимает третье место по объёмам поставок в ЕС электроэнергии. Особенно большое значение для ЕС имеют поставки российского газа. В отдельные годы на Россию приходится до 28% от всего потребляемого в ЕС газа, а для некоторых стран-членов ЕС Россия является единственным его поставщиком.
Слайд 6.
В свою очередь, значительна зависимость России от европейского рынка: 45% импорта России приходится на ЕС. Доходы в российский бюджет от экспорта сырья в ЕС составляют около 40%, а на страны ЕС приходится 75% накопленных иностранных инвестиций в России. Для России ЕС является крупнейшим и основным энергетическим рынком. Таким образом, Россия и ЕС являются взаимозависимыми партнёрами в области энергетики, а экономики Европы и России, как отметил Министр энергетик РФ С.И. Шматко на Юбилейной конференции Энергодиалога России-ЕС в Брюсселе 22.11.2010 г., фактически уже взаимоинтегрировались друг в друга. Поэтому устойчивые, надёжные, предсказуемые, основанные на взаимном доверии отношения между Россией и ЕС в сфере энергетики являются важнейшими условиями обеспечения энергетической безопасности Европы.
Слайд 7.
Правовой базой отношений России и ЕС в области энергетики является Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, подписанное в 1994 году. Исходя из необходимости повышения уровня сотрудничества в ключевом для обеих сторон энергетическом секторе, Президент России Владимир Путин, Президент Франции Жак Ширак и Председатель Комиссии Европейских сообществ Романо Проди на Саммите Россия – ЕС в Париже в октябре 2000 г. достигли договорённости о начале постоянного Энергетического диалога Российская Федерация – Европейский Союз.
30 октября в Париже была подписана соответствующая Совместная Декларация.
Слайд 8.
Политическое руководство Энергодиалогом на первом этапе осуществлялось Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации В. Христенко и Генеральным директором Европейской Комиссии по энергетике и транспорту Ф. Ламуре, а практическая работа осуществлялась специалистами сторон в рамках специально созданных Тематических групп (групп экспертов), в состав которых вошли не только представители органов управления России и ЕС, но и промышленных кругов. Этим группам было поручено изучить области, представляющие взаимный интерес, а также определить приоритетные направления сотрудничества. Всего было создано 4 таких рабочих группы экспертов: первая – «Энергетические стратегии и балансы»; вторая – «Инвестиции»; третья – «Инфраструктура и технологии»; четвёртая – «Энергетическая эффективность и окружающая среда». Общая координация совместной работы была возложена на Руководителя подразделения угля и нефти Генерального Директората энергетики и транспорта Еврокомиссии КристианаКлётингса и Руководителя Департамента стратегического развития ТЭК Минэнерго России Алексея Мастепанова.
На этом начальном этапе Энергодиалога работа экспертом исходила из Основных положений Энергетической стратегии России на период до 2020 года, одобренных 23.11.2000 г. Правительством Российской Федерации, и «Зелёной книги» Сообщества «На пути к Европейской стратегии безопасного энергоснабжения», одобренной Еврокомиссией 29.11.2000 г. Некоторые детали этого этапа изложены в нашей книге «Энергетика и геополитика», подготовленной Российской Академией наук и Клубом Ниццы «Энергетика и геополитика», презентация которой была проведена здесь, в Ницце, 1 декабря 2011 г.
Слайд 9.
А дальше началась активная работа: встречи и саммиты, заседания, совместные исследования и декларации ... Своеобразный график этой деятельности в первые годы работы Энергодиалога показан на слайде.
Слайд 10.
В 2005/2006 гг. обе стороны переформатировали ранее созданные РГ, создав четыре Тематических Рабочих группы: по инвестициям, инфраструктуре, энергоэффективности и торговле. Впоследствии было достигнуто согласие сократить общее количество групп до трёх (по разработке сценариев, составлению прогнозов и разработке стратегий, по изучению тенденций на рынке и по энергоэффективности).
Слайд 11.
В 2012 г. Стороны вернулись к четырём группам. Приоритеты Энергодиалога в последние годы обсуждаются на заседаниях Постоянного Совета Партнёрства России и ЕС на уровне Министров энергетики, а ход и результаты рассматриваются во время регулярных встреч Координаторов Энергодиалога Россия-ЕС. Координатором Энергодиалога с российской стороны является Министр энергетики Российской Федерации, с европейской – член Европейской комиссии по вопросам энергетики.
Слайд 12.
Таким образом, Энергодиалог постоянно развивался, изменяясь в зависимости от наиболее актуальных целей и задач в конкретных сферах сотрудничества.
Сейчас можно констатировать, что это в определённой мере придало новый импульс нашему энергетическому сотрудничеству. Здесь можно упомянуть и активную работу представительного Консультативного совета по газу (в который входят ведущие российские и европейские эксперты), и, разумеется, совместную подготовку Дорожной карты энергетического сотрудничества России и ЕС на период до 2050 года. Подписание этой Дорожной карты в марте текущего года стало несомненным достижением.
Слайд 13.
Получению такого результата, наряду с конструктивным взаимодействием Сторон, способствовали простые и ясные принципы, положенные в основу разработки данного документа, а именно:
признание суверенности политических решений России, ЕС и стран, входящих в ЕС;
достижение приемлемого уровня неопределённости в контексте будущего устойчивого и взаимовыгодного развития отношений России и ЕС в области энергетики;
ориентация на перспективу и наличие рекомендаций по последовательным шагам для укрепления сотрудничества России и ЕС в области энергетики в ближайшие десятилетия;
отношение к Дорожной карте как к «живому» документу, рассматриваемому в качестве общей точки отсчёта в контексте энергетического диалога Россия – ЕС.
Хотелось бы отдельно остановиться на первом и четвёртом принципах, имеющих статусное значение.Первый принцип означает, что речь не идёт о вмешательстве во внутреннюю энергетическую политику каждой из Сторон. Предмет сотрудничества не помещается ни в одну из этих политик, он принадлежит пространству их взаимодействия – при том обязательном условии, что это взаимодействие будет признано Сторонами взаимовыгодным и отвечающим их суверенным интересам.
Четвёртый принцип означает по сути появление нового измеренияв рамках Энергодиалога Россия-ЕС, позволяющего рассматривать любые продвижения, шаги по сотрудничеству (или их отсутствие) с позиций реализации основных положений Дорожной карты в целом и её отраслевых разделов. В этом смысле основной результат подписания Дорожной карты – то, что нельзя будет делать вид, что её не существует(хотя это, может быть, кому-то бы и хотелось).
Слайд 14.
Очень важно, что Дорожная карта содержит конкретную, согласованную Сторонами стратегическую цель: «Формирование к 2050 г. пан-Европейского энергетического пространства с функционирующей интегрированной сетевой инфраструктурой, с открытыми, прозрачными, эффективными и конкурентными рынками, которое будет способствовать обеспечению энергетической безопасности и достижению целей устойчивого развития России и ЕС». Эта совместно сформулированная стратегическая цель – 2050 содержит 4 понятных компонента интеграции – инфраструктуру, рынки, энергобезопасность и устойчивое развитие, и является главной точкой опоры в долгосрочном развитии сотрудничества.
Слайд 15.
Конечно, Дорожная карта не является юридически или политически обязывающим документом, поэтому механизм её реализации должен базироваться в первую очередь на процессе регулярного мониторинга достигаемых (или не достигаемых) результатов – в том числе в рамках Ежегодного обобщающего доклада о ходе Энергодиалога Россия-ЕС. Принято также решение, согласно которому все тематические группы в рамках Энергодиалога должны будут учитывать рекомендации Дорожной карты в своих рабочих планах.
Слайд 16.
Разумеется, сказанное не означает отсутствия проблем в сфере нашего энергетического сотрудничества. По-прежнему остаётся целый ряд вопросов к разрабатываемым Еврокомиссией проектам нормативно-правовых актов – в том числе по реализации положений Третьего энергетического пакета.Это:
и неприменимость механизмов построения внутреннего энергетического рынка Евросоюза для регулирования «внешних» энергетических отношений с участием стран, не интегрирующихся в Евросоюз. В частности, трансграничные вопросы импорта, экспорта, транзита и деятельности соответствующих структур остаются неотрегулированными;
и сохраняющаяся неопределённость в работоспособных механизмах привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры;
и размытость критериев предоставления льгот для новых транспортных энергетических проектов;
и так называемая оговорка «о третьих странах», создающая дополнительный заградительный барьер на пути иностранных инвестиций в европейский ТЭК, в частности – дискриминационныепо отношению к иностранным инвесторам правила сертификации компаний в качестве операторов систем транспортировки, и целый ряд других вопросов.
Отсюда вытекают и основные рискикак для инвесторов, так и для самих европейских потребителей. Во-первых, это:
риски нарушения права инвесторов на управление созданными мощностями вследствие требования разъединения применительно к осуществлённым инвестициям;
во-вторых, риски неэффективного регулирования, ведущего к недостаточному инвестированию в энергетическую инфраструктуру, к дефициту предложения энергоносителей и т.п.;
в-третьих, отсутствие синхронизации правового режима внутри европейских инфраструктурных проектов и проектов, связывающих Европу с внешними поставщиками энергоресурсов.
Соответственно возникают риски для:
надёжного и бесперебойного экспорта трубопроводного газа в ЕС;
для безопасности электроснабжения европейских потребителей;
для долгосрочных контрактов как инструмента поставок энергоресурсов на длительную перспективу;
для реализации, по сути, любых крупных инфраструктурных проектов со снижением долгосрочной устойчивости функционирования систем газоснабжения и энергобезопасности ЕС в целом.
Слайд 17.
Каков, на наш взгляд, магистральный путь решения главных проблем нашего сотрудничества – и в газовой, и в смежных энергетических отраслях?
Прежде всего, необходимо признать, что соответствующие проблемы не могут быть решены сторонами на взаимовыгодной основе самостоятельно. Следовательно, только поиск и согласование взаимоудовлетворяющих решений, их закрепление в международных договорах – единственно возможный путь, создающий прочную основу нашего энергетического сотрудничества.
Российская сторона выдвинула соответствующие инициативы – в том числе, проект Соглашения между Россией и ЕС о сотрудничестве в реализации инфраструктурных проектов по экспорту природного газа из Российской Федерации в Европейский Союз и совместной работе электроэнергетических систем.
Предлагаем также совместно определить взаимно приемлемые проекты общего интереса (а также критериев их выбора), и провести консультации по мерам их поддержки, включая вопросы:
- освобождения от правил тарифного регулирования, доступа третьих лиц и имущественно-правового разъединения (до принятия соответствующего инвестиционного решения);
- включения проектов в Общеевропейский десятилетний план сетевого развития и программы содействия инфраструктурным проектам ЕС (в т.ч. программу Трансъевропейских энергетических сетей).
И, наконец, активизировать механизмы Энергодиалога для совместной оценки возникающих рисков в решении проблемы устойчивого долгосрочного энергообеспечения Европы, и путей их преодоления; определения экономически эффективных направлений нашего энергетического сотрудничества.
Слайд 18.
Здесь уместно вспомнить ряд согласованных формулировок Дорожной карты сотрудничества. В части газового сотрудничества:
«Снизить инфраструктурные и регулятивные риски в газовых отношениях России и ЕС, обеспечив в т.ч.:
- безопасные и стабильные поставки газа конкретным покупателям ЕС по существующим и возможным новым контрактам на поставки, включая долгосрочные контракты;
- последовательный, непротиворечивый регулятивный подход к газовым инфраструктурным проектам, позволяющий удовлетворить рыночный спрос и избежать «неокупаемых» инвестиций;
- поддержку крупных газовых инфраструктурных проектов, рассматриваемых Сторонами как проекты взаимного интереса».
В части сотрудничества в электроэнергетике:
«Предусмотреть необходимые меры, направленные на обеспечение надёжного и предсказуемого функционирования объединённых энергосистем России и ЕС; исследовать необходимость дальнейшего развития рынков и инфраструктуры, в особенности трансграничной; развивать рабочие механизмы для идентификации и совместного продвижения взаимовыгодных трансграничных проектов».
Так что если мы реально будем следовать рекомендациям Дорожной карты, мы достигнем конкретных результатов.
Слайд 19.
Внешняя энергетическая политика России направлена на полноценную интеграцию в мировой энергетический рынок, укрепление позиций на нем и получение наибольшей выгоды для национальной экономики. При этом растёт число зарубежных инвестиций в российский энергетический сектор.
Так, добычу углеводородов на российских месторождениях, в том числе, шельфовых, ведут американские, французские, китайские, вьетнамские, немецкие компании и компании других стран (такие, как Exxon, Total, Eni, Statoil, Shell, Mol, BASF, E.ON). В области производства СПГ на территории России партнёрами российских компаний выступают французские, американские, японские и китайские компании. Крупнейшими инвесторами в российскую энергетику стали финская Фортум, немецкая E.ON и итальянская Enel. Высокотехнологичные заводы по производству энергооборудования совместно с российскими партнёрами открыли в России немецкаяSimens и французская Alstom.
Слайд 20.
С другой стороны, российские компании реализуют крупнейшие энергетические проекты за пределами нашей страны.
В области добычи энергоресурсов российские и зарубежные компании взаимодействуют на всех континентах и не только ведут добычу энергоресурсов, но и занимаются поставкой энергооборудования, участвуют в модернизации НПЗ, строят атомные станции.
Россия открывает свои рынки, постоянно расширяя долю участия зарубежных компаний в своих энергетических проектах (сегодня в целом это около 20%). Мы ожидаем подобного отношения и со стороны наших партнёров.
В заключение хочу сказать, что история энергетического взаимодействия России и ЕС, несмотря на все сложности, выдержала проверку временем, и мы твёрдо уверены в нашем дальнейшем поступательном и продуктивном сотрудничестве.
Слайд 21.
Спасибо за внимание!
29.11.2013 г.
|