Пояснительная записка
Настоящая программа составлена в соответствии с требованием Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России на основании ООП ООО МБОУ «СОШ № 4 с УИОП СГО»
Программа по музыке для 6 класса составлена на основе программы Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с содержанием авторской программы «Музыка. 5-7 классы». Авторы: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская (Москва, Просвещение, 2016г.). Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ и обеспечена УМК, вошедшим в федеральный перечень учебников.
Рабочая программа составляется в соответствии с требованиями к уровню знаний обучающихся и с учетом их индивидуальных особенностей.
Общая характеристика учебного предмета
Искусство, как и культура в целом, предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального) – показатель культуры общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащегося.
При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов. Это определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем.
Изучение предмета строится по принципу концентрических возвращений к основам музыкального искусства, изученным в начальной школе, их углублению и развитию.
Цели:
формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;
развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;
развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально – пластическое движение, импровизация и др.).
Задачи:
формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно – педагогической идеи блока уроков, четверти, года.
Отличительная особенность данной программы и всего УМК в целом – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально – эстетического фона. Усиливающего понимание содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления обучающихся становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты слышания, видения конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Основными видами практической деятельности на уроке являются:
Слушание музыки. Эмоционально-образное восприятие музыкальных шедевров русской и зарубежной классики (фрагментарно и полностью).Слушание музыки предваряется вступительным комментарием учителя, в котором ставится главная проблема урока, освещаются ее основные аспекты. В качестве художественного материала могут привлекаться литературно-поэтические фрагменты, а также произведения изобразительного искусства. Их цель – придать большую многомерность в освещении изучаемой темы. Прослушивание музыкальных произведений органично переходит в беседу о музыке в опоре на методы размышления и обобщения.
Хоровое и сольное пение, вокально-инструментальная импровизация.Хоровое пение продолжает развитие общего содержания урока. Овладение школьниками необходимыми умениями и навыками, отраженными в требованиях программы, происходит в процессе работы над песенным репертуаром. Поиски исполнительских средств выразительности для воплощения музыкального образа в процессе исполнения произведения, вокальной импровизации. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для воплощения музыкально-исполнительского замысла и выражения своего отношения к музыкальному произведению.
Музицирование на музыкальных инструментах (в том числе и на электронных).Накопление опыта творческой деятельности в индивидуальном и коллективном музицировании на элементарных музыкальных инструментах в процессе исполнения произведений, сочинения ритмического аккомпанемента, импровизации.
Музыкально – пластическое движение. Выражение через пластику образного содержания музыкального произведения. Индивидуально-личностное выражение характера музыки и особенностей его развития пластическими средствами в коллективной форме деятельности при создании композиций и импровизации, в том числе танцевальных.
Драматизация музыкальных произведений. Участие в театрализованных формах игровой музыкально-творческой деятельности: инсценировка песен, танцев
Выполнение исследовательских проектов, связанных с историей музыки. Современным этапом ее развития, практическим музицированием (в том числе с использованием новых информационно-коммуникационных технологий).
Слушание музыки предваряется вступительным комментарием учителя, в котором ставится главная проблема урока, освещаются ее основные аспекты. В качестве художественного материала могут привлекаться литературно-поэтические фрагменты, а также произведения изобразительного искусства. Их цель – придать большую многомерность в освещении изучаемой темы. Прослушивание музыкальных произведений органично переходит в беседу о музыке в опоре на методы размышления и обобщения.
В классе ребятам предлагаются задания, не требующих продолжительных затрат во времени. В качестве домашней работы предлагаются задания по созданию рисунков к пройденным музыкальным произведениям, а также по подбору стихотворений о музыке. Хоровое пение продолжает развитие общего содержания урока. Овладение школьниками необходимыми умениями и навыками, отраженными в требованиях программы, происходит в процессе работы над песенным репертуаром. В целом музыкальный материал программы составляют произведения академических жанров: инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, кантат, симфоний, инструментальные сонаты и концерты, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок, произведений хоровой музыки, популярных детских песен.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Музыка» относится к предметной области «Искусство». Согласно учебному плану Гимназии на изучение музыки в 6 классе отводится 1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.
Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
ценностно – ориентационная сфера:
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;
- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры личности;
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;
- формирование умения познавать мир через музыкальные формы и образы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Осуществлять контроль своих действий на основе заданного алгоритма.
Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи) совместно с учителем.
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.
Осуществить действия по реализации плана.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Работая по плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ).
Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.
Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные УУД:
Способность извлекать информацию из различных источников и выделять главное, переводить информацию в другую форму представления (текст, таблица, инструкция).
Выполнять универсальные логические действия:
- выполнять анализ (выделение признаков),
- производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),
- выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов,
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,
- выстраивать логическую цепь рассуждений,
- относить объекты к известным понятиям.
Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.
Составлять простой и сложный план текста.
Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Коммуникативные УУД:
Способность свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме (умение выдвигать тезисы и подтверждать аргументами, высказывать собственное суждение)
Учиться критично относиться к собственному мнению.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:
– вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);
– вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную).
Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.
Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.
Предметные результаты:
понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная;
владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
совершенствовать умения и навыки самообразования.
Итоговый контроль определяет уровень знаний учащихся по предмету и степень сформированности УУД. Личностные результаты учеников на ступени основного общего образования в соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Текущая (выборочная) оценка личностных результатов осуществляется: в оценке знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений о поступках и действиях людей. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД.
Контроль осуществляется в следующих видах: входной, текущий, итоговый. Форма контроля: устный опрос; самостоятельная работа; викторина; тест.
Содержание курса
Музыка как вид искусства
Музыка как часть духовного опыта человечества. Интонационно-образная, жанровая стилевая основы музыкального искусства. Особенности музыкального языка (средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, тембр, лад и др.). Музыкальная картина современного мира. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно инструментальная. Исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
Взаимосвязь музыки с другими искусствами как различными способами художественного познания мира. Истоки и традиции взаимосвязи образных систем различных искусств. Связь музыки, изобразительного искусства и литературы. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыкальный фольклор
Музыкальный образ и музыкальная драматургия как основные закономерности музыкального искусства. Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как общей культуры народа и способа самовыражения человека. Единство содержания и формы в музыке.
Всеобщность музыкального языка. Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Разнообразие музыкальных форм. Лирические, драматические, романтические и героические образы. Взаимодействие музыкальных образов. Драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX - XX вв.; духовная музыка, западноевропейская и русская музыка XVII – XVIII вв.; зарубежная и русская музыкальная культура XIX века (основные стили, жанры, характерные черты и специфика национальных школ).
Музыка в современном мире: традиции и инновации
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия. Взаимосвязь классической и современной музыки. Современное музыкальное искусство: наиболее популярные жанры. Отечественная и зарубежная музыка композиторов ХХ века, ее стилевое разнообразие. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка, джаз, мюзикл и др. Информационно-коммуникационные технологии в музыке. Музыкальная культура Кузбасса. Взаимосвязь музыки с другими видами искусства как различными способами художественного познания мира. Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Музыкальные инструменты и виды оркестров.
«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (16 часов)
Лирические, драматические, героические образы. Ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.
Музыкальный материал для слушания:
Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова.
Гори, гори, моя звезда. П. Булахов, слова В. Чуевского.
Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева.
Я помню чудное мгновенье. М. Глинка, слова А. Пушкина.
Вальс-фантазия для симфонического оркестра. М. Глинка.
Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.
Матушка, что во поле пыльно, русская народная песня.
Плывет лебедушка. Хор из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.
Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.
Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.
Песня венецианского гондольера (№ 6) для фортепиано. Ф. Мендельсон.
Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.
Песни гостей. Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.
Серенада. Ф. Шуберт, слова Л. Рельштаба, перевод Н. Огарева.
Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева.
Жаворонок. М. Глинка / М. Балакирев.
Лесной царь. Ф. Шуберт, слова В. Гёте, русский текст B. Жуковского.
Шестопсалмие (знаменный распев).
Свете тихий. Гимн (киевский распев).
Не отвержи мене во время старости. Духовный концерт (фрагмент). М. Березовский.
Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть).C. Рахманинов.
Русские народные инструментальные наигрыши
Во кузнице; Комара женить мы будем (русские народные песни).
Во кузнице. Хор из 2-го действия оперы «В бурю». Т. Хренников.
Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.
Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония - действо (фрагменты). В. Гаврилин.
Весна, слова народные; Осень, слова С. Есенина. Из вокального цикла «Времена года». В. Гаврилин.
В горнице. И. Морозов, слова Н. Рубцова.
Молитва Франсуа Виньона. Слова и музыка Б. Окуджавы.
В минуту скорбную сию. Слова и музыка иеромонаха Романа.
Органная токката и фуга ре минор (классические и современные интерпретации). И.-С. Бах.
Хоралы № 2, 4. Из «Рождественской оратории». И.-С. Бах.
Stabatmater(фрагменты № 1 и № 13). Д. Перголези.
Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.
Кармина Бурана. Мирские песнопения для солистов, хора, оркестра и для представления на сцене (фрагменты) К. Орф.
Гаудеамус. Международный студенческий гимн.
Из вагантов. Из вокального цикла «По волне моей памяти». Д. Тухманов, русский текст Л. Гинзбурга.
Как прекрасен этот мир. Д. Тухманов, слова В. Харитонова.
Я не люблю. Слова и музыка В. Высоцкого.
Милая моя. Слова и музыка Ю. Визбора.
Атланты. Слова и музыка А. Городницкого.
Снег. Слова и музыка А. Городницкого.
Пока горит свеча. Слова и музыка А. Макаревича.
Вечер бродит. Слова и музыка А. Якушевой.
Сережка ольховая. Е. Крылатов, слова Е. Евтушенко.
Бог осушит слезы. Спиричуэл.
Музыкальный материал для пения:
Огромное небо. О. Фельцман, стихи Р. Рождественского.
Будь со мною (Молитва). Е. Крылатов, слова Ю. Энтина.
Россия. Д. Тухманов, слова М. Ножкина.
Глобус. М. Светлов, слова М. Львовского.
Песенка об открытой двери. Слова и музыка Б. Окуджавы.
Диалог у новогодней елки. С. Никитин, слова Ю. Левитанского.
Старый рояль. Из художественного фильма «Мы из джаза». М. Минков, слова Д. Иванова.
Мама. Из вокально - инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.
Нам нужна одна победа. Из художественного фильма «Белорусский вокзал». Слова и музыка Б. Окуджавы.
«Мир образов камерной и симфонической музыки» (19 часов)
Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Не программная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Авторская песня — прошлое и настоящее.
Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
Музыкальный материал для слушания:
Прелюдия № 24; Баллада № 1 для фортепиано. Ф. Шопен.
Баллада о гитаре и трубе. Я. Френкель, слова Ю. Левитанского.
Ноктюрны для фортепиано. П. Чайковский.
Ноктюрны для фортепиано. Ф. Шопен.
Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин.
Вопрос, оставшийся без ответа («Космический пейзаж»). Пьеса для камерного оркестра.Ч. Айвз
Мозаика. Пьеса для синтезатора. Э. Артемьев.
Прелюдии для фортепиано. М. Чюрленис.
Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» (фрагменты). Г. Свиридов.
Побудь со мной. Н. Зубов, слова NN.
Вот мчится тройка удалая. Русская народная песня, слова Ф. Глинки.
Времена года. Цикл концертов для оркестра и скрипки соло (фрагменты). А. Вивальди.
Итальянский концерт (фрагменты) для клавира. И.-С. Бах.
Симфония № 4 (2-я часть). П. Чайковский.
Симфония № 2 («Богатырская») (1-я часть). А. Бородин.
Симфония № 3 («Героическая») (4-я часть). Л. Бетховен.
Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.
Ave, verum. В.-А. Моцарт.
Моцартиана. Оркестровая сюита № 4 (3-я часть). П. Чайковский.
Эгмонт. Увертюра. Л. Бетховен.
Скорбь и радость. Канон. Л. Бетховен.
Ромео и Джульетта. Увертюра-фантазия (фрагменты). П. Чайковский.
Ромео и Джульетта. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.
Ромео и Джульетта. Музыкальные зарисовки (сюита) для большого симфонического оркестра.
Вестсайдская история. Мюзикл (фрагменты). Л. Бернстайн.
Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.
Орфей и Эвридика. Рок-опера. А. Журбин, слова Ю. Димитрина.
Слова любви. Из художественного фильма «Ромео и Джульетта». Н. Рота, русский текст Л. Дербенева, обработка Г. Подэльского.
Увертюра (фрагменты); Песенка о веселом ветре. Из художественного фильма «Дети капитана Гранта». И. Дунаевский.
Мгновения. Из телевизионного фильма «Семнадцать мгновений весны». М. Таривердиев, слова Р. Рождественского.
Город Нью - Йорк. Блюз.
Любимый мой. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст Т. Сикорской.
Любовь вошла. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, перевод С. Болотина и Т. Сикорской.
Караван. Д. Эллингтон (сравнительные интерпретации).
Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.
Музыкальный материал для пения:
Родного неба милый свет. Е. Голубева, слова В. Жуковского.
Моя звезда. А. Суханов, слова И. Анненского.
Мир сверху. Слова и музыка А. Дольского.
Осенний бал. Слова и музыка Л. Марченко.
Как здорово. Слова и музыка О. Митяева
Острый ритм; Хлопай в такт. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.
Звуки музыки; Эдельвейс. Из художественного фильма-мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерсона, русский текст М. Подберезского.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№
|
Название раздела темы
|
Количество часов
|
Характеристика деятельности учащихся
|
1
|
Мир образов вокальной и инструментальной музыки
|
16 часов
|
|
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
1.10
1.11
1.12
1.13
1.14
1.15
1.16
|
Удивительный мир музыкальных образов.
Образы романсов и песен русских композиторов.
Два музыкальных посвящения.
Портрет в музыке и живописи.
«Уноси мое сердце в звенящую даль...»
Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.
Мир старинной песни. Ф.Шуберт.
Народное искусство Древней Руси.
Русская духовная музыка.
Духовная музыка. В. Г. Кикта. «Фрески Софии Киевской».
Западноевропейская музыка XVII – XVIII вв. «Небесное и земное» в музыке И. С. Баха.
Лирические, драматические образы.
Зарубежная музыка композиторов ХХ века. К. Орф.
Современная музыка. Авторская
песня.
Музыкальный материал для слушания:
Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова.
Гори, гори, моя звезда. П. Булахов, слова В. Чуевского.
Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева.
Колокольчик. А. Гурилев, слова И. Макарова.
Я помню чудное мгновенье. М. Глинка, слова А. Пушкина.
Вальс-фантазия для симфонического оркестра. М. Глинка.
Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.
Здесь хорошо. С. Рахманинов, слова Г. Галиной.
Матушка, что во поле пыльно, русская народная песня.
Матушка, что во поле пыльно. М. Матвеев, слова народные.
На море у тушка купалася, русская народная свадебная песня.
Плывет лебедушка. Хор из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.
Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.
Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.
Песня венецианского гондольера (№ 6) для фортепиано. Ф. Мендельсон.
Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.
Песни гостей. Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.
Серенада. Ф. Шуберт, слова Л. Рельштаба, перевод Н. Огарева.
Аве, Мария. Ф. Шуберт.
А. Городницкого.
Пока горит свеча. Слова и музыка А. Макаревича.
Вечер бродит. Слова и музыка А. Якушевой.
Мы свечи зажжем. С. Ведерников, слова И. Денисовой.
Сережка ольховая. Е. Крылатов, слова Е. Евтушенко.
Багульник. В. Шаинский, слова И. Морозов
Бог осушит слезы. Спиричуэл.
Музыкальный материал для пения:
Огромное небо. О. Фельцман, стихи Р. Рождественского.
Будь со мною (Молитва). Е. Крылатов, слова Ю. Энтина.
Россия. Д. Тухманов, слова М. Ножкина.
Песенка об открытой двери. Слова и музыка Б. Окуджавы.
Диалог у новогодней елки. С. Никитин, слова Ю. Левитанского.
Старый рояль. Из художественного фильма «Мы из джаза». М. Минков, слова Д. Иванова.
|
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
|
Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки.
Характеризовать музыкальные произведения (фрагменты).
Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы.
Наблюдать за развитием музыкальных образов.
Анализировать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений.
Разыгрывать народные песни.
Участвовать в коллективных играх - драматизациях.
Участвовать в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно – музыкальных композиций.
Инсценировать песни, фрагменты опер, спектаклей.
Воплощать в различных видах музыкально – творческой деятельности знакомые литературные и зрительные образы.
Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей, включая музыкальные коллективы и др.
Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения.
Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манере исполнения.
Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства.
Принимать участие в создании танцевальных и вокальных композиций в джазовом стиле.
Выполнять инструментовку мелодий на основе простейших приемов аранжировки музыки на элементарных и электронных инструментах.
Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере).
Приводить примеры преобразующего влияния музыки.
Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения классических и современных музыкальных произведений (инструментальных, вокальных, театральных и т.п.).
Исполнять музыку. Передавая ее художественный смысл.
Оценивать и корректировать собственную музыкально – творческую деятельность.
Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своей республики, края, региона.
Подбирать простейший аккомпанемент в соответствии с жанровой основой произведения.
Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов.
Участвовать в разработке и воплощении сценариев народных праздников, игр, обрядов, действ.
Находить информацию о наиболее значительных явлениях музыкальной жизни в стране и за ее пределами.
Подбирать музыку для проведения дискотеки в классе, школе и т.п.
Составлять отзывы о посещении концертов, музыкально – театральных спектаклей и др.
Выполнять задания из творческой тетради.
Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки часов).
|
2
|
Мир образов камерной и симфонической музыки
|
19 часов
|
|
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
2.13
2.14
|
Вечные темы искусства и жизни.
Могучее царство Ф.Шопена.
Ночной пейзаж.
Инструментальный концерт.
«Космический пейзаж».
Образы симфонической музыки.
Симфоническое развитие музыкальных образов.
Программная музыка и ее жанры.
Программная увертюра Бетховена «Эгмонт».
Увертюра-фантазия П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта».
Мир музыкального театра.
Образы киномузыки.
Музыка в отечественном кино.
Джаз – искусство ХХ века.
Музыкальный материал для слушания:
Прелюдия № 24; Баллада № 1 для фортепиано. Ф. Шопен.
Ноктюрны для фортепиано. П. Чайковский.
Ноктюрны для фортепиано. Ф. Шопен.
Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин.
Вопрос, оставшийся без ответа («Космический пейзаж»). Пьеса для камерного оркестра.Ч. Айвз
Мозаика. Пьеса для синтезатора. Э. Артемьев.
Прелюдии для фортепиано. М. Чюрленис.
Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» (фрагменты). Г. Свиридов.
Побудь со мной. Н. Зубов, слова NN.
Вот мчится тройка удалая. Русская народная песня, слова Ф. Глинки.
Времена года. Цикл концертов для оркестра и скрипки соло (фрагменты). А. Вивальди.
Итальянский концерт (фрагменты) для клавира. И.-С. Бах.
Симфония № 4 (2-я часть). П. Чайковский.
Симфония № 2 («Богатырская») (1-я часть). А. Бородин.
Симфония № 3 («Героическая») (4-я часть). Л. Бетховен.
Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.
Ave, verum. В.-А. Моцарт.
Моцартиана. Оркестровая сюита № 4 (3-я часть). П. Чайковский.
Эгмонт. Увертюра. Л. Бетховен.
Скорбь и радость. Канон. Л. Бетховен.
Ромео и Джульетта. Увертюра-фантазия (фрагменты). П. Чайковский.
Ромео и Джульетта. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.
Ромео и Джульетта. Музыкальные зарисовки (сюита) для большого симфонического оркестра.
Вестсайдская история. Мюзикл (фрагменты). Л. Бернстайн.
Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.
Орфей и Эвридика. Рок-опера. А. Журбин, слова Ю. Димитрина.
Слова любви. Из художественного фильма «Ромео и Джульетта». Н. Рота, русский текст Л. Дербенева, обработка Г. Подэльского.
Увертюра (фрагменты); Песенка о веселом ветре. Из художественного фильма «Дети капитана Гранта». И. Дунаевский.
Мгновения. Из телевизионного фильма «Семнадцать мгновений весны». М. Таривердиев, слова Р. Рождественского.
Звуки музыки; Эдельвейс. Из художественного фильма-мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерсона, русский текст М. Подберезского.
Город Нью-Йорк. Блюз.
Любимый мой. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст Т. Сикорской.
Любовь вошла. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, перевод С. Болотина и Т. Сикорской.
Караван. Д. Эллингтон (сравнительные интерпретации).
Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.
Острый ритм; Хлопай в такт. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.
Музыкальный материал для пения:
Родного неба милый свет. Е. Голубева, слова В. Жуковского.
Моя звезда. А. Суханов, слова И. Анненского.
Мир сверху. Слова и музыка А. Дольского.
Осенний бал. Слова и музыка Л. Марченко.
Как здорово. Слова и музыка О. Митяева.
|
1
1
1
1
1
1
3
2
1
1
2
1
1
1
|
Соотносить основные образно – эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.
Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки.
Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.
Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки.
Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально – пластическом движении) различные музыкальные образы.
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.
Инсценировать фрагменты популярных мюзиклов и рок - опер.
Называть имена выдающихся русских и зарубежных композиторов. Приводить примеры их произведений.
Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная.
Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.
Осуществлять исследовательскую художественно - эстетическую деятельность.
Выполнять индивидуальные проекты, участвовать в коллективных проектах.
Импровизировать в одном из современных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение.
Оценивать собственную музыкально – творческую деятельность.
Заниматься самообразованием (совершенствовать умения и навыки самообразования).
Применять информационно – коммуникационные технологии для музыкального самообразования.
Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений.
Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки часов).
|
|