Карпас Институт Африки ран скубко Юрий Сергеевич очерк истории южноафриканской живописи


Скачать 1.32 Mb.
Название Карпас Институт Африки ран скубко Юрий Сергеевич очерк истории южноафриканской живописи
страница 1/9
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




Посвящаю моей матери,

художнице Людмиле Скубко-Карпас

Институт Африки РАН

Скубко Юрий Сергеевич


ОЧЕРК ИСТОРИИ ЮЖНОАФРИКАНСКОЙ
ЖИВОПИСИ


Москва 2007 г.

Ответственный редактор:

Доктор искусствоведения Н.Е. Григорович





Ю.С.Скубко. Очерк истории южноафриканской живописи. М.,2007,-151 с.

Предлагаемая монография является первым в отечественной науке комплексным исследованием южноафриканской живописи, истории формирования профессионального изобразительного искусства в этой наиболее развитой стране континента, стране с уникальным сплавом этно-культурных компонент.

В работe рассмотрены основные этапы и элементы развития художественного процесса в ныне демократической Южной Африке в контексте особого характера социально-экономического развития этой страны в условиях внутреннего колониализма и апартеида. Анализируются различные аспекты формирования национальной школы живописи, даются характеристики творчества наиболее выдающихся мастеров, рассказывается о становлении творческих объединений и направлений.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие………………………………………………………… 3

Введение. Предыстория: наскальное искусство………………….. 8

Глава I. Становление профессиональной живописи европейских

колонистов. Конец XVIII – начало XX веков……………………. 24

А. Начальный период художественной активности колонистов:

XVIII - середина XIX веков……………………………………….. 24

Б. Становление профессионального искусства: вторая половина

XIX – начало XX века……………………………………………… 29

Глава II. Самоидентификация, преодоление провинциализма:

Период между мировыми войнами, середина XX века…………. 43

Глава III. Первые черные художники, «искусство тауншипов».. 59

Глава IV. Искусство периода кризиса и краха режима апартеида,

перехода к новой государственности……………………………. 89

Заключение………………………………………………………… 104

Приложение. Художественные коллекции ЮАР……………….. 109

Библиография……………………………………………………… 116

Summary……………………………………………………………. 120

Иллюстрации………………………………………………………. 123

Об авторе…………………………………………………………… 151

ПРЕДИСЛОВИЕ

Тема предлагаемой монографии, искусство ЮАР, недостаточно знакома историкам искусства в России. У нас можно найти серьезные работы знатоков искусства Африки (Например, Н.Е. Григорович и В.Б.Мириманов). Но знание и понимание этого материала не циркулирует широко по артериям науки. Нам легче вспомнить имена и факты, связанные с развитием искусства в Китае или Индии, чем имена и факты, относящиеся к Южной Африке.

С другой стороны, сам жанр общего искусствоведческого обзора на тему искусства одного малоизученного региона вполне знаком российским историкам искусства. В последние годы было успешно защищено несколько диссертаций, посвященных искусству Башкирии, Бурятии и некоторых других российских регионов. Такие работы также начинаются с археологического материала, а когда дело доходит до двадцатого века, то появляется та самая проблема «колонии и метрополии в одном лице», которая характерна и для художественной культуры далеких стран и континентов.

Специалисты по истории искусства Запада и России в 20 веке легко узнают в перипетиях и действующих лицах южноафриканского искусства те самые стилевые и содержательные моменты, которые наблюдаются в странах Европы и Америки, то есть модернизацию, соотношение с авангардом, абсорбцию авангардных экспериментов в искусство салона и рынка, взаимодействие «городского» и «белого» искусства, с одной стороны, с искусством племенным, почвенным, фольклорным и шаманским – с другой стороны.

Автор группирует и излагает материал, анализирует его с очевидным знанием предмета, с убедительным умением дифференцировать информацию и организовать текст. История искусства в ЮАР прослеживается в разных аспектах и на разных уровнях. Умело и четко, в стиле экономичной информативности сообщается о фактах и вехах развития институций, коллекций, музеев, художественного рынка и общественных ассоциаций далекой страны в 19 и 20 веках. Подкупает убедительное и сжатое изложение творческих биографий и сами характеристики ведущих и особо заметных мастеров.

В Южной Африке происходили свои местные драматические процессы. Историки искусства о них мало знают. Мы представляем себе сложные траектории развития искусства 20 века в России и на Западе – от эпопеи подъема авангарда до ситуации конца 20 века. События в Южной Африке могут казаться малыми или локальными до поры до времени. В середине 20 века в стране экзотики, природных богатств, колоритных местных культур и усреднено-буржуазного господствующего меньшинства появились яркие мастера – Ирма Стерн, Мегги Лаубсер и некоторые другие.

Далее развернулись явления, которые даже издалека не кажутся малоформатными. С середины века происходит прорыв черных художников в мир искусства, который до тех пор был миром белых людей. Мы видим не просто отдельные подвиги «черных пионеров» в исконной сфере деятельности «белого человека». Из монографии ясно видно, что имел место процесс массового обучения искусству талантливых молодых африканцев, а затем буквально десятки черных художников штурмуют два Олимпа сразу – то есть пытаются освоить профессиональное умение (подчас за границей) и пытаются утвердиться в обществе, элита которого после 1940-х годов шла по пути апартхейда.

Такого рода процессы происходят на разных континентах. В Южной Африке коллизия была особенно драматичной по понятным причинам, но сама проблема отношений западных колонизаторов (или носителей западной культуры), с одной стороны, с местными носителями шаманских и племенных культур, с другой стороны – это актуальная тема и для Латинской Америки, и для стран Азии и Дальнего Востока, и для Австралии, и для многих регионов России и союзных республик СССР.

Этот процесс прослежен в монографии с пониманием дела, знанием фактов и умением изложить эти факты в ограниченном объеме текста. Ю.С.Скубко вполне убедительно показывает, что новая черная волна в искусстве середины в второй половины 20 века набирала энергию из двух источников: с одной стороны, из местных трибалистских традиций, в основном магически-культовых, и с другой стороны – из расходящихся по свету новых авангардных идей в их мягком варианте.

В работе наличествует целый комплекс незаурядных достоинств. Автору приходится входить в проблемы истории, общественного развития, экономики, политической жизни весьма запутанного свойства. Здесь нельзя было обойтись без глубоко специализированных знаний. Автор ориентируется и в общих вопросах художественного развития Нового времени, поскольку этот процесс тоже отражается, притом в очень специфических формах, в творчестве черных и белых мастеров сложносоставной страны. И наконец, Ю.С.Скубко демонстрирует недюжинный талант художественного критика, повествуя об отдельных творческих судьбах, произведениях, выставках и содружествах художников. В результате читатель получает уникальный шанс буквально увидеть и рассмотреть крайне необычные для нас произведения мастеров с непривычными именами вроде Думиле, Секото или Шилакое. Благодаря знаниям и догадкам диссертанта нам дается редкая возможность заглянуть в мир их образов.

Оценки и характеристики художественного свойства вызывают доверие еще и потому, что мы находим в тексте точные и объективные отзывы о южноафриканских художниках русского происхождения, прежде всего о творчестве В.Третчикова. Оказывается, и такой компонент присутствует в пестром мире искусств далекой южной страны.

Разумеется, перед автором с неизбежностью встает вопрос о том, каким термином обозначить то художественное нечто, которое возникает в результате. Ю.С.Скубко выбирает соломоново решение, которое никого особенно не может порадовать, но и особых возражений не вызовет: причисляет новое полуавангардное искусство середины века в ЮАС – ЮАР к разряду «нового реализма» или «реализма 20 столетия» (с. ). На самом деле общепринятого термина просто не существует, а сама проблема очень беспокоит исследователей. Здесь я хотел бы дополнить суждения автора своими собственными комментариями.

Мы ясно наблюдаем, как в изобразительных и прикладных искусствах этого периода, а также в архитектуре, дизайне и «фейшен-дизайне» возникают симбиозы, а в удачных случаях и синтетические соединения авангардных средств и методов с приемами традиционного реализма, с фольклорными, академическими, коммерчески-рыночными стилистиками. Есть энтузиасты, которые зачисляют подобные явления 1920-х – 1950-х годов в разряд так называемого Ар Деко. (В России эту позицию занимает Т.Г.Малинина.) В названную категорию попадают не только зрелый Матисс и поздний Павел Кузнецов, но и создатели сталинских небоскребов, и американцы Бен Шан, Сикейрос, Ороско, и многое другое, и даже парижские звезды моды Поль Пуаре и Коко Шанель. Если прибавить туда еще и Ирму Стерн, то есть южноафриканскую художницу с европейской выучкой и огромным интересом к облику и характеру своей неевропейской родины, то пестрота этого сообщества превзойдет всякое разумение.

Проблема существует. Все перечисленные представители искусств в середине века искали «квадратуру круга». Они пытались найти общий знаменатель для открытий авангарда, с одной стороны, и массового вкуса и спроса, с другой стороны. Незадолго до своей смерти Гийом Аполлинер прозорливо говорил о том, что авангардный эксперимент должен расстаться с атмосферой лаборатории и подполья, должен превратиться в общественно признаваемый феномен, в принадлежность жизни широкой публики. В этом направлении работали многие – от деятелей Баухауза до лидеров сюрреализма. Будет ли найдено терминологически приемлемое обозначение для этого процесса, мы пока не знаем, а каким оно могло бы быть – можем только гадать. Называть его, по примеру некоторых советских теоретиков 20 века, «реализмом 20 века» есть своего рода дипломатическая условность, полезная уловка, помогающая в некоторой степени сделать вид, будто противоречия и разноречия нам не помешают найти решение проблемы. Сделав такие комментарии и оговорки к терминологии Ю.С.Скубко, можно принять его формулировки насчет «нового реализма» в качестве временного обозначения для важного и большого, до сих пор мало изученного явления искусства 20 века.

При общем весьма положительном впечатлении от монографии некоторые моменты вызывают, однако, удивление и легкую досаду. Странным образом опытный и хороший специалист проявляет некоторую невнимательность или небрежность в мелочах. Он подчас легко и беззаботно перенимает из своих западных источников рекламно-туристический тон, словно предлагая соблазны искусств потенциальным клиентам, наряду с сафари-парками и другими экзотическими приманками африканской страны. Почему-то наш автор, умеющий прекрасно построить изложение, донести мысль и информацию до читателя, делает немногочисленные ссылки и примечания несколько небрежным манером.

Впрочем, подобные шероховатости «не делают погоды» и не мешают удостоверить компетентность и полезность работы.

Доктор искусствоведения,

ведущий научный сотрудник НИИ

Российской Академии художеств, член-

корреспондент Российской Академии

художеств

А.К.Якимович
Введение

Предыстория: наскальное искусство

Актуальность настоящей монографии обусловлена особой ролью ЮАР на африканском континенте – единственной развитой страны cо значительным европейским, коренным африканским и смешанным населением, «локомотива» развития региона с сочетанием элементов культуры «первого» и «третьего» миров.

Южная Африка вызывала особый интерес в России со времен англо-бурской войны 1899-1902 гг., когда сотни русских добровольцев воевали против англичан на стороне независимых бурских республик, что нашло свой отзвук в русской культуре тех лет («Трансвааль, Трансвааль, страна моя, ты вся горишь в огне» и др.).

Советский Союз оказывал большое содействие южноафриканскому национально-освободительному движению в 1960-х – 1980-х гг., многие из современных руководителей ЮАР получили образование в нашей стране и хорошо знакомы с русской культурой.

В ЮАР существует значительная российская диаспора (несколько десятков тысяч человек), среди которой есть и известные художники (Владимир Третчиков). После ликвидации режима апартеида отношения между нашими странами активно развиваются, ЮАР играет очень важную роль в экономике, политике, культурной жизни современной Африки.

Культурно-этническая многополярность южноафриканского общества, осуществившего мирный переход от режима белого меньшинства к многорасовой демократии, представляется особенно интересной с точки зрения перспектив развития культуры и искусства, в частности живописи, как своего рода слепок современного мира, где глобализация и вестернизация породили противодействие в форме возвращения к этническим и культурным корням, постепенном отходе от «европоцентризма» в искусстве при сохранении, впрочем, огромного влияния западной цивилизации.

Взаимовлияние, ассимиляция и взаимодействие разнородных элементов, различных культур дают подчас качественно новое содержание и направление художественной эволюции и в случае Южной Африки это уже происходит.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Карпас Институт Африки ран скубко Юрий Сергеевич очерк истории южноафриканской живописи icon Докладу Президенту ран важнейшие результаты исследований
Охватывает историю стран Юга Африки, второй – стран Западной и Центральной Африки, третий – стран Восточной Африки и Мадагаскара....
Карпас Институт Африки ран скубко Юрий Сергеевич очерк истории южноафриканской живописи icon Оао «кск» г. Москва 30 октября 2014 г
Горчев Олег Сергеевич, Шашкин Никита Артемович, Артамонов Юрий Александрович, Ветчинников Владимир Николаевич, Дубенко Павел Николаевич,...
Карпас Институт Африки ран скубко Юрий Сергеевич очерк истории южноафриканской живописи icon Ф. А. Брокгауз И. А. Ефрон Энциклопедический словарь (С)
Е. Голубинский, «Краткий очерк истории православных церквей болгарской, сербской и румынской или молдо-валашской» (М., 1871); прот....
Карпас Институт Африки ран скубко Юрий Сергеевич очерк истории южноафриканской живописи icon Бюджетное учреждение науки институт африки ран
Бисвас Апараджита – проф. Центра африканских исследований Уни­верситета Мумбаи – Глава II, 3
Карпас Институт Африки ран скубко Юрий Сергеевич очерк истории южноафриканской живописи icon Оао «кск» г. Москва 16 сентября 2014 г
Горчев Олег Сергеевич, Артамонов Юрий Александрович, Ветчинников Владимир Николаевич, Дубенко Павел Николаевич, Елин Алексей Анатольевич,...
Карпас Институт Африки ран скубко Юрий Сергеевич очерк истории южноафриканской живописи icon Оао «кск» г. Москва 24 июня 2015 г
Исаев Сергей Петрович, Синицина Ольга Алексеевна, Артамонов Юрий Александрович, Иванов Николай Васильевич, Плешаков Александр Григорьевич,...
Карпас Институт Африки ран скубко Юрий Сергеевич очерк истории южноафриканской живописи icon Оао «кск» г. Москва 25 июня 2015 г
Исаев Сергей Петрович, Синицина Ольга Алексеевна, Артамонов Юрий Александрович, Иванов Николай Васильевич, Плешаков Александр Григорьевич,...
Карпас Институт Африки ран скубко Юрий Сергеевич очерк истории южноафриканской живописи icon Российская академия наук институт социально-экономического развития территорий ран
Исэрт ран (ранее внкц цэми ран) продолжает знакомить своих подписчиков с наиболее интересными, на наш взгляд, публикациями, затрагивающими...
Карпас Институт Африки ран скубко Юрий Сергеевич очерк истории южноафриканской живописи icon О проведении запроса предложений на приобретение фронтального погрузчика yigong zl20
Контактное лицо по разъяснению положений технического задания: Линев Юрий Сергеевич, тел: 8(4912) 30-00-48
Карпас Институт Африки ран скубко Юрий Сергеевич очерк истории южноафриканской живописи icon Космонавт Юрий Гагарин
Двенадцатое апреля 1961 года все страны и континенты облетела сенсационная новость о первом в мировой истории полете человека в космос....
Карпас Институт Африки ран скубко Юрий Сергеевич очерк истории южноафриканской живописи icon О проведении запроса предложений на приобретение ножей средних грейдерных на дз- 122/180
Контактное лицо по разъяснению положений технического задания: Линев Юрий Сергеевич, тел: 8(4912) 30-00-48
Карпас Институт Африки ран скубко Юрий Сергеевич очерк истории южноафриканской живописи icon О проведении запроса котировок цен на право заключить государственный...
Учреждение Российской академии наук Ордена Ленина и Ордена Октябрьской революции Институт геохимии и аналитической химии им. В. И....
Карпас Институт Африки ран скубко Юрий Сергеевич очерк истории южноафриканской живописи icon О проведении открытого запроса предложений на приобретение автогрейдера...
Контактное лицо по разъяснению положений технического задания: Линев Юрий Сергеевич
Карпас Институт Африки ран скубко Юрий Сергеевич очерк истории южноафриканской живописи icon Республики Карелия Петрозаводская и Карельская епархия Институт языка,...
Православие в Карелии: Материалы республиканской научной конференции (24–25 октября 2000 г). / Отв ред. В. М. Пивоев. Петрозаводск:...
Карпас Институт Африки ран скубко Юрий Сергеевич очерк истории южноафриканской живописи icon Отчет о работе, проделанной сотрудниками фгбу «Институт глобального...
Фгбу «Институт глобального климата и экологии Росгидромета и ран» на территории Беломорской биологической станции им. Н. А. Перцова...
Карпас Институт Африки ран скубко Юрий Сергеевич очерк истории южноафриканской живописи icon О проведении открытого аукциона в электронной форме
Наименование государственного заказчика: Учреждение Российской академии наук Институт неорганической химии им. А. В. Николаева Сибирского...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск