ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Областное государственное бюджетное
профессиональное образовательной учреждение
«Буйский областной колледж искусств»
|
Утверждаю
Директор ОГБ ПОУ
«Буйский областной колледж искусств»
____________Я. С. Свешникова
«_____»____________ 20 __ г.
Приказ №_________
|
рабочая ПРОГРАММа производственной практики
ПДП. 00.
Производственная практика (преддипломная)
для специальности
53.02.06 Хоровое дирижирование
Буй 2017 г.
Рабочая программа по Производственной практике (преддипломной) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по программам подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1390 от 27.10.2014 года зарегистрированным Минюстом России № 34957 от 24.11.2014 года
Организация-разработчик:
ОГБ ПОУ «Буйский областной колледж искусств»
Разработчики-составители:
Носкова С. И. заведующая ДХО, преподаватель
Казанцева А.В., преподаватель, заслуженный работник культуры РФ
ОДОБРЕНА
Предметно-цикловой комиссией
Отделения хорового дирижирования
Протокол № от «_____» 2017 г.
Председатель ___________________
|
Заместитель директора по УВР
_____________________Миронова Е.Б.
|
Рецензенты:
1. Волкова Л.А. преподаватель ОГБ ПОУ «Костромской областной музыкальный колледж»
2.Смирнов Ю.А., зав. сектором педпрактики ОГБ ПОУ «Буйский областной колледж искусств»
СОДЕРЖАНИЕ
-
|
|
стр.
|
-
|
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ производственной практики
|
|
-
|
СТРУКТУРА и содержание производственной практики
|
|
-
|
условия реализации рабочей программы производственной практики
|
|
-
|
Контроль и оценка результатов Освоения производственной практики
|
|
-
|
характеристика
о прохождении производственной практики
приложение №1
|
|
-
|
дневник-отчет
о прохождении производственной практики
приложение №2
|
|
паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ производственной практики
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа производственной практики «Преддипломная практика» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС 53.02.06 Хоровое дирижирование. Изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся, в том числе обеспечивающую подготовку и защиту выпускной квалификационной работы.
Рабочая программа производственной практики «Преддипломная практика» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, а также в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего профессионального образования, при подготовке специалистов по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование углубленной подготовки.
1.2. Место практики в структуре основной профессиональной образовательной программы:
ПДП.00. Производственная практика (Преддипломная практика)
1.3. Цели и задачи производственной практики
Производственная практика - непосредственное продолжение курса дисциплин, междисциплинарных курсов. По целям и задачам производственная практика соотносится с целями и задачами междисциплинарных курсов, входящих в профессиональные модули.
Целью прохождения практики является:
- воспитание квалифицированных исполнителей, способных в сольном, ансамблевом, оркестровом исполнительстве использовать многообразные возможности голосового аппарата для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;
- формирование комплекса исполнительских навыков, развитие которых позволит студенту накапливать репертуар, овладевать музыкальными произведениями различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм.
Задачами практики являются:
- формирование навыков использования в исполнении художественно оправданных технических приемов, воспитание слухового контроля, умения управлять процессом исполнения;
- развитие навыков и воспитание культуры звукоизвлечения, звуковедения;
- развитие механизмов музыкальной памяти;
- активизация слуховых процессов – развитие мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
- развитие полифонического мышления;
- овладение студентом различными видами техники исполнительства, многообразными штриховыми приемами;
- выполнение анализа исполняемых произведений, сравнительный анализ записей исполнения музыкальных произведений;
- воспитание творческой инициативы, формирование ясных представлений о методике разучивания произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями.
В результате прохождения практики студент должен:
иметь практический опыт:
- работы хормейстера с хоровыми коллективами различных составов;
- чтения с листа хоровых партитур в соответствии с программными требованиями;
-аккомпанемента на фортепиано ансамблевому и хоровому коллективу;
- составления плана разучивания и исполнения хорового произведения;
-исполнение партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.
уметь:
-читать с листа свою партию в хоровом произведении средней сложности;
-исполнять свою партию в хоровом произведении с соблюдением основ хорового исполнительства;
- исполнять на фортепиано хоровые партитуры для различных типов хоров a,cappella и с сопровождением, транспонировать;
- исполнять любую партию в хоровом сочинении;
- дирижировать хоровые произведения различных типов: a’cappella и с сопровождением, исполняемых концертмейстером на фортепиано, с одновременным пением хоровых партий;
- анализировать эмоционально-образное содержание хорового произведения;
- определять жанр, форму, стиль хорового письма, вокально-хоровые особенности партитуры, музыкальные художественно выразительные средства;
- выявлять трудности исполнения хоровых сочинений (вокальные, хоровые, дирижерские);
- применять навыки игры на фортепиано в работе над хоровыми произведениями;
-организовать работу детского хорового коллектива с учётом возраста и подготовленности певцов;
-создавать хоровые переложения (аранжировки);
- пользоваться специальной литературой;
- согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения;
- работать в составе хоровой партии в различных хоровых коллективах.
знать:
- репертуар средней сложности хоровых коллективов различного типа, включающий произведения важнейших жанров (оратории, кантаты, мессы, концерты, поэмы, сюиты);
- вокально-хоровые особенности хоровых партитур;
- художественно-исполнительские возможности хорового коллектива;
- основные этапы истории и развития теории хорового исполнительства;
- методику работы с хором;
- основные исторические этапы развития музыкального образования в России и за рубежом;
- творческие и педагогические школы;
- специфику работы с детским хоровым коллективом;
- наиболее известные методические системы хорового образования (отечественные и зарубежные);
- педагогический хоровой репертуар детских музыкальных школ, детских хоровых школ и детских школ искусств, общеобразовательных школ;
- особенности работы в качестве артиста хорового коллектива;
- методику преподавания основ хорового дирижирования;
- методику преподавания хорового сольфеджио у детей, основные принципы хоровой аранжировки;
- профессиональную терминологию.
.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы производственной практики:
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 1 неделя.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ производственной ПРАКТИКИ
2.1. Объем практики, виды отчетности
Вид учебной работы
|
Объем часов
|
Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
-
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
|
1 неделя
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
|
-
|
Аттестация в виде дневника-отчета студента в конце 8 семестра и характеристики преподавателя-консультанта.
|
2.2. Содержание производственной практики
Производственная практика (преддипломная) проводится рассредоточено, в течение VII – VIII семестров под руководством преподавателя. Производственная практика (преддипломная) включает практические занятия по дисциплинам, обеспечивающим подготовку к государственной (итоговой) аттестации.
Цели и задачи, программы и формы отчетности по каждому этапу производственной практики определяются Колледжем самостоятельно.
Предлагаемые виды преддипломной практики:
Дирижирование государственной программой и работа с хором
Тематический план и содержание ПДП. 00. Преддипломной практики
Наименование тем
|
Содержание практического материала
|
Объем часов
|
1
|
2
|
3
|
|
7 семестр 4 курс
|
16
|
Тема 1. Дипломная работа – дирижирование государственной программы, работа с хором
|
Содержание (указывается перечень дидактических единиц)
|
16
|
1.
|
Дирижирование
|
2.
|
Проигрывание и пение партий голосов
|
3.
|
Проигрывание партитуры
|
4.
|
Коллоквиум
|
5.
|
Концертное выступление
|
|
8 семестр 4 курс
|
19
|
Тема 1.
Дипломная работа – дирижирование государственной программы, работа с хором
|
Содержание (указывается перечень дидактических единиц)
|
19
|
1.
|
Дирижирование
|
2.
|
Проигрывание и пение партий голосов
|
3.
|
Проигрывание партитуры
|
4.
|
Коллоквиум
|
5.
|
Концертное выступление
|
|
|
Всего
|
35
|
2.3. Требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля и выпускной квалификационной работы (программный минимум, зачетно-экзаменационные требования).
Результаты прохождения производственной практики учитываются при итоговой аттестации. По итогам прохождения педагогической практики руководителем практики пишется характеристика по указанной форме (Приложение).
Необходимо оценивать все формы работы студента на практике с целью определения полноты и прочности знаний студента, умения применять полученные знания на практике, а также развития навыков самостоятельной работы, творческого подхода к решению поставленных задач.
На протяжении всей практики студент ведёт дневник, в котором фиксирует все задания, анализ работы и её результат.
Оценки за все виды практических работ выставляются педагогом-консультантом.
Дневник-отчет по практике сдается студентом в конце каждого семестра на основе выполненных заданий по указанной форме (Приложение).
Критерии оценок прохождения практики:
|
Исполняемая программа оценивается комиссией по пятибалльной системе.
|
«5» - отлично:
|
- безупречное дирижирование и воплощение музыкально-художественного образа
произведения;
|
- владение навыками звуковедения, звукоизвлечения, легато, формированием гласных;
|
- грамотно выстроенное по форме произведение;
|
- понимание стиля и особенностей музыкального языка композитора.
|
«4» - хорошо:
|
- хорошее знание текста исполняемого произведения;
|
- уверенное дирижирование произведения;
|
- воплощение художественного образа;
|
- понимание и решение четко поставленных музыкальных и вокальных задач.
|
«3» - удовлетворительно:
|
- некоторые технические неточности при дирижировании: звуковые и динамические неровности, штриховые погрешности, нечеткое понимание общей формы произведения;
|
- неуверенность при создании художественного образа в процессе дирижирования.
|
«2» - неудовлетворительно:
|
- частые необоснованные остановки;
|
- плохое знание текста произведения;
|
- несогласованность в штрихах и звучности;
|
- отсутствие поставленных музыкальных и художественных задач.
|
Методические рекомендации преподавателям.
Продолжительность и сроки проведения практики устанавливаются графиками учебного процесса и учебными планами.
Студенты, не прошедшие без уважительных причин предусмотренную учебным планом практику, могут быть отчислены в установленном порядке из колледжа как имеющие академическую задолженность.
Ответственность за организацию практики и своевременное прохождение студентами практики возлагается на заведующего учебной и производственной практикой.
Заведующий учебной и производственной практикой в колледже:
- осуществляет организационное и методическое руководство преддипломной практикой студентов и контроль за ее проведением;
- обеспечивает выполнение подготовительной и текущей работы по организации и проведению практики;
- организует разработку и согласование программы преддипломной практики с базовыми предприятиями и учреждениями;
- разрабатывает программу преддипломной практики, учебно-методической документации;
- назначает из числа опытных преподавателей отделения руководителей практики и дипломных работ студентов;
- распределяет студентов по местам прохождения практики, готовит и представляет руководителю практики, списки студентов, их закрепление за базами практики и необходимую документацию по направлению студентов на преддипломную практику;
- готовит и проводит совместно с заведующим отделением организационные собрания студентов перед началом практики;
- принимает участие в разработке и корректировке репертуара дипломных работ студентов;
- организует консультации для студентов в период практик, составляет расписание занятий;
- после окончания практики проверяет отчет об ее итогах и представляет его в учебную часть;
Руководитель преддипломной практики назначается заведующим отделением и является руководителем преддипломной практики и основным консультантом дипломника, назначаемым на весь период прохождения практики и дипломного проектирования.
Непосредственное руководство практикой студентов возлагается на выделенных для этих целей высококвалифицированных специалистов.
При организации практики на руководителя практики возлагаются следующие задачи:
оказывать методическую помощь студенту при выполнении им индивидуальных заданий, сборе материалов и составлении отчета по практике;
обеспечивать прием от студента документов по практике;
после окончания практики организовать прием зачетов на основе предоставленного студентом отчета о прохождении практики;
после защиты отчетов представлять заведующему учебной и производственной практикой отчет об итогах прохождения студентами практики.
представлять заведующему учебной и производственной практикой замечания и предложения по совершенствованию практического обучения студентов колледжа.
По окончании практики студент-дипломник докладывает руководителю об окончании практики и сдает на проверку отчет в указанные заведующим учебной и производственной практикой сроки. При подведении итогов практики учитывается содержание характеристики студента, объём выполнения программы практики, правильность оформления отчетных документов.
3. условия реализации программы производственной практики
3.1. Материально-техническое обеспечение учебной практики
Прохождение производственной практики требует наличия: аудиторий для индивидуальных занятий с музыкальными инструментами (роялями), концертного зала, посадочных мест (стулья), рабочего места преподавателя (стол), а также обеспечения условий для содержания, обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
Технические средства обучения: оборудование для прослушивания и просмотра аудио- и видеозаписей музыкальных произведений, мультимедийное оборудование (экран, проектор, компьютер с лицензионным программным обеспечением и выходом в Интернет, DVD плеер, принтер, сканер), нотная литература, комплект учебно-методической документации.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
|
Рекомендуемая литература
|
|
Основная:
Андреева Л. Методика преподавания хорового дирижирования .М.,1969
Андреева Л., Попов В. Хрестоматия по чтению хоровых партитур. Ч.1 М., 1977
Андреева Л., Попов В. Хрестоматия по чтению хоровых партитур.Ч.2 М.,1978
4.Березин А. Дирижёр и хор. // Хоровое искусство. Л., 1967
5.Дмитревский Г. Хороведение и управление хором. М., 1957
6.Виноградов К. Работа над дикцией в хоре. М., 1967
7.Егоров А. Теория и практика работы с хором. М., 1951
8.Живов В. Трактовка хоровых произведений. М., 1986
9.Живов В. Исполнительский анализ хоровых произведений. М., 1987
10.Живов В. Теория хорового исполнения. М., 1998
11.Краснощёков В. Вопросы хороведения. М., 1969
12.Левандо П. Проблемы хороведения. Л., 1974
13.Мухин В. Вокальная работа в хоре // Работа в хоре / Сост. Тевлин Б. М., 1960
14.Никольская-Береговская К. Русская вокально-хоровая школа от древности до XXI века. М., 2003
15.Пигров К. Руководство хором. М., 1964
16.Полтавцев И., Светозарова М. Курс чтения хоровых партитур. Ч.1 М., 1963
17.Полтавцев И., Светозарова М. Курс чтения хоровых партитур. Ч.2 М., 1965
18.Птица К. Очерки по технике дирижирования. М., 1948
19.Птица К. О музыке и музыкантах / Сост. Тевлин Б., Ермакова Л. М., 1995
20.Семенюк В. Заметки о хоровой фактуре. М., 2000
21.Соколов В. Работа с хором. М., 1961
22.Тевлин Б.Хрестоматия по чтению хоровых партитур. Мастера хоровой полифонии. М.,1975
23.Тевлин Б.Хрестоматия по чтению хоровых партитур.Хоровая музыка эпохи Возрождения М.,1983
24.Традиционные жанры русской духовной музыки и современность / Сост. Паисов Ю. М., 1999
25.Хазанов А. Как разучивать произведения с хором. // Работа в хоре. М., 1960
26.Чесноков П. Хор и управление им. М., 1952
27.Шамина Л. Школа русского народного пения. М., 1998
28. Шелков Н.В. Хрестоматия по чтению хоровых партитур.Л.,1963
|
|
Дополнительная:
Анисимов Л. Дирижер-хормейстер. Л., 1976
Асафьев Б. О хоровом искусстве. Л., 1980
Борисов Ю.П. Основы техники дирижирования Владимир,1980
Дехант Г. Дирижирование. Теория и практика музыкальной интерпретации, Н.Новгород, 2000
Ержемский Г.Психология дирижирования.М., 1988
Мусин И. Техника дирижирования. Л.,1967
Казачков С. Дирижёрский аппарат и его постановка. М., 1967
Кондрашин К. О дирижёрском искусстве М.,1970
Сб. Вопросы хороведения и дирижирования хором.Горький,1982
Ольхов К. Вопросы теории дирижёрской техники и обучения хоровых дирижёров Л., 1979
|
4. Контроль и оценка результатов прохождения производственной практики
Контроль и оценка результатов прохождения производственной практики осуществляется преподавателем в процессе прохождения практики в виде проверки дневников-отчетов..
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
|
иметь практический опыт:
- пения с листа музыкальных произведений разных жанров и форм;
- репетиционно-концертной работы в качестве солиста или концертмейстера;
уметь:
- петь с листа и транспонировать музыкальные произведения;
- использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста;
- психофизиологически владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы;
- использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения;
- применять теоретические знания в исполнительской практике
знать:
- сольный репертуар,
- художественно-исполнительские возможности инструмента;
- профессиональную терминологию.
|
Дневник-отчет о работе
Дневник-отчет о работе
Экспертное наблюдение
Экспертное наблюдение
Экспертное наблюдение
Дневник-отчет о работе
Коллоквиум
|
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Областное государственное бюджетное
профессиональное образовательной учреждение
«Буйский областной колледж искусств»
Приложение 1
характеристика
о прохождении производственной практики
___________________________________________________________________ курс ____
ФИО студента
Специальность______________________________________________________________
Индекс и наименование специальности
_____________________________________________________________________________
Наименование практики ____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
За время прохождения производственной практики
с «_____» ________________ 20_____г. по «_____» _____________20______г.
практикант (ка) зарекомендовал (а) себя с _____________________ стороны,
положительной или др.
нарушений правил внутреннего трудового распорядка ___________________
допускал (а)/не допускал (а)
________________________выполнял (а) требования руководителя практики.
добросовестно/не добросовестно
За время практики студент (ка) показал (а) ______________________ уровень
отличный, хороший или др.
теоретической подготовки и уровень освоения общих __________________
__________и профессиональных __________________________компетенций.
Профессиональная практика студентом (кой) пройдена ____________________
полностью/не пройдена
Итоговая оценка за прохождение практики __________________________________
отлично, хорошо или др.
Руководитель профессиональной практики __________/_______________________
подпись расшифровка подписи
Заведующая практикой __________/_________________________
подпись расшифровка подписи
«____»______________20____г.
М.П.
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Областное государственное бюджетное
профессиональное образовательной учреждение
«Буйский областной колледж искусств»
Приложение №2
ДНЕВНИК - ОТЧЕТ
о прохождении производственной
(преддипломной) практики
За 20___/20____ учебный год
Студента (ки)______курса ___________________________________________
Специальность ____________________________________________________
Вид _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
Форма обучения ________________ год поступления_____________________
(очная)
Срок прохождения практики с «__»_________20___г. по « __»________20__г.
Место прохождения практики____________________________________
___________________________________________________________________
Руководитель практики ______________________________________________
ФИО полностью
Заведующая практикой______________________________________________
ФИО полностью
Инструктаж по технике безопасности при прохождении практики провел (а) __________________________________________________________
ФИО руководителя практики полностью
Инструктаж по технике безопасности при прохождении практики получил (а)
и усвоил (а) ____________/__________________/ «___»___________20___г.
подпись расшифровка подписи
1. Календарный график прохождения практики
Дата
|
Время
|
Кол-во часов
|
Подпись руководителя практики
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего:
|
|
|
2. Содержание проделанной работы
Виды выполненной работы
|
Программа преддипломной практики
|
Объем выполненной
работы в часах
|
Подпись руководителя
|
Преддипломная практика проводится в виде углубленной работы над:
- фактурой произведений;
- отдельными частями произведений;
- вспомогательными техническими приемами;
- целостным охватом произведения;
- интерпретацией исполняемых произведений;
- достижением сценической готовности;
- свободой исполнения произведений перед различной аудиторией.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего:
|
часа
|
|
Практикант (ка) _______________/___________________
подпись расшифровка подписи
Руководитель преддипломной практикой ________________/________________
подпись расшифровка подписи
Заведующая практикой ____________/___________________
подпись расшифровка подписи
М.П. «___»___________20___г.
Преддипломная практика проводится рассредоточено в течение
7 – 8 семестров под руководством преподавателя (всего 36 часов - 16 часов в 7 семестре и 20 часов в 8 семестре). В преддипломную практику входят практические занятия по дисциплинам, обеспечивающим подготовку к государственной (итоговой) аттестации.
Выполнение программы преддипломной практики – является основой для получения зачета по данному виду практики и допуска к экзаменационной сессии.
Данный отчет хранится в личном деле студента и предоставляется на итоговой аттестации.
|