Методические указания для учителя по организации учебного процесса с набором цифровых образовательных ресурсов к учебнику «Технология»


Скачать 1.63 Mb.
Название Методические указания для учителя по организации учебного процесса с набором цифровых образовательных ресурсов к учебнику «Технология»
страница 1/17
Тип Методические указания
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


Методические указания
для учителя по организации
учебного процесса с набором
цифровых образовательных ресурсов
к учебнику «Технология»
(под ред. В.Д. Симоненко) для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений


Содержание


I. Общие методические рекомендации
по использованию ЦОР 3


Инструкция по установке 10

Инструкция по эксплуатации 10

Примерный поурочно-тематический план 11

Методические рекомендации
по вариативному использованию ЦОР
22


Урок 2. Метод мозговой атаки (МА) 22

Урок 2.
Метод мозговой атаки (МА) 27


Урок 1. Введение в предмет.
Понятие творчества и развитие
творческих способностей 27


Урок 3.
Метод контрольных вопросов 29


Урок 4.
Метод обратной мозговой атаки (МА) 30


Урок 5. Синектика 32

Урок 6. Морфологический анализ 33

Урок 7. Морфологические матрицы 35

Урок 8. Ассоциации и творческое мышление 37

Урок 9. Метод фокальных объектов (МФО) 39

Урок 10. Метод гирлянд случайностей и ассоциаций (ГСиА) 41

Урок 11. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) 43

Урок 12. Алгоритм решения изобретательских задач
(АРИЗ) 45


Урок 13. Изобретения.
Рационализаторские предложения 47


Урок 14. Создание творческого проекта
49


Уроки 15, 16. Создание творческого проекта 52


I. Общие методические рекомендации
по использованию ЦОР

1.1. Типы представленных ЦОР и их характеристики



В поддержку изучения предмета "Технология" для 11 класса созданы цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) разного типа и формата. Перечислим их и кратко охарактеризуем:

а) мультимедийные презентации, формат pps, реализованы средствами программы MS Power Point. По своей структуре и методике работы отчасти напоминают традиционные диафильмы и слайдфильмы. Но содержание слайдов презентации демонстрируется с анимационными эффектами, включает элементы мультимедиа (сочетание текста, статичной и анимационной графики, звука, видео). Также принципиальное отличие и достоинство компьютерной презентации в том, что работа со слайдами включает элементы интерактивности на основе работы с гиперссылками. Так, на каждом слайде презентации в нижнем углу, как правило, есть кнопка возврата к предыдущему слайду или перехода на следующий слайд, или возврат в интерактивное содержание презентации. В тексте могут быть выделения отдельных слов другим цветом и/или подчеркиванием, что означает базовый термин или гиперссылку. Если при наведении курсора на этот термин он меняет вид со стрелки на указательный палец, то это гиперссылка. Щелчок мышкой по этому элементу позволяет перейти на слайд с интересующей информацией или вызвать справку. На последнем слайде (в отличие от диафильмов) нет вопросов для закрепления; их надо предложить учащимся перед просмотром, зачитав или написав на доске;

б) графические анимационные интерактивные документы в формате flash. Например, анимированные схемы, изображения. Содержимое файла подвижно и напоминает мультипликацию или фильм. Некоторые Flash обладают интерактивными компонентами: позволяют двигать некоторые элементы, расставляя их по соответствующим местам, увеличивать на основе эффекта лупы и др. В больших по объему Flash внизу кадра есть кнопка «далее», позволяющая после просмотра и работы с ним перейти к следующему блоку информации. На последней странице появляется кнопка «повтор», что позволяет второй раз просмотреть информацию;

в) графические изображения (форматы jpg, gif) – отдельные фото и сканированные снимки, коллажи, фотоколлекции. Представляют собой простые иллюстрации, снабженные небольшими пояснениями. На уроке могут заменять плакаты, таблицы, слайды;

г) гипертекстовые документы для чтения с экрана компьютера (форматы pdf, html, doc), а также для формирования электронной учебно-методической базы по технологии.

Некоторые документы в формате doc предназначены для распечатки с целью формирования раздаточных учебных материалов для урока, а также для формирования методической базы школьного кабинета по технологии.

Документы в формате html – текстовые, иллюстрированы фотографиями или рисунками, предназначены прежде всего для чтения с экрана, т.к. реализованы по технологии гипертекста. Т.е. насыщены интерактивными гиперссылками, позволяющими нарушать линейный просмотр документа (щелчком по ссылке «перескакивать» в желаемое место документа, выбирать необходимую степень подробности изучения). ЦОР в данном формате часто заменяет справочник или дидактическую информационную карточку, что и определяет особенности работы с ними (фронтальная, индивидуальная самостоятельная работа).

д) трехмерные модели Dcr – компьютерные изображения, позволяющие увидеть динамику процесса или строение объекта, а также интерактивно просмотреть объект со всех сторон. Как правило, эти ЦОР интерактивны. Например, учащиеся или учитель может мышкой менять положение объекта в пространстве, поворачивать и рассматривать его со всех сторон (достигается максимальная степень наглядного представления изучаемого).

Перечисленные ЦОР разработаны для использования в различные моменты урока, для поддержки аудиторного обучения и самостоятельной работы учащихся, для поддержки работы учителя и учеников.

1.2. Методические и дидактические аспекты ЦОР
презентационного характера



Среди разработанных ЦОР преобладают учебные продукты презентационного (демонстрационного) характера, построенные на основе технологии мультимедиа, компьютерной графики. Поэтому более подробно рассмотрим методические аспекты их использования.

Сначала поясним основные термины, которые будут далее использоваться.

Термин "мультимедийный" означает комплексное представление информации, сочетание в одном компьютерном продукте информации разных типов – графики, анимации, звука, видео, текста. Например, как в ЦОР типа "мультимедиа-презентация".

ЦОР "обучающая мультимедиа-презентация" (ОМП) означает представление учебной информации посредством компьютера, состоящее в смене слайдов на экране, которые передают учебный материал в интерактивной мультимедиа-форме, объединены определенной темой и единым дизайном. Другими словами, это опосредованная экраном демонстрация учебной информации, когда её содержание передаётся преиму­щественно иллюстративно в сочетании с лаконичным гипертекстом, возможно, интерактивно. Такое изобразительное мультимедиа-истолко­вание учебного материала производится посредством компьютерных технологий с целью её более эффективного представления, нежели традиционными способами. Синоним ОМП - "слайд-шоу" (от англ. show - зрелище) подчеркивает, что материал излагается в форме зрелищного мультимедиа-представления, рассчитанного не только на интеллектуальное, но и на эмоциональное восприятие.

Ходом представления ОМП на уроке гибко руководит педагог, сопровождая своими комментариями, пояснениями.

Мультимедиа-презентация знаний - это не только технологически новый способ формирования визуальной информации, но и новая форма наглядного представления знаний с позиций дидактики, соответственно, принцип наглядности обретает новые качества. ОМП обладает рядом новых специфических возможностей, свойств, вытекающих из специфики компьютерных технологий (синтез разных типов информации в одном продукте, интерактивность, нелинейное постро­ение на основе гиперссылок, разделенность передачи материала во времени, необычайная выразительность графики и пр.). Перечислим специфические черты такой мультимедиа-наглядности:

  • гибкость, адаптивность к поль­зователю (индивидуализация обучения),

  • демократичность (свобода построения сво­ей траектории познания);

  • интерактивность (возможность "раздвигать" экран в интересуемом направлении, "общаться" с наглядной формой);

  • интеллектуальность (запрограммированная логика обучения);

  • когнитивность (наталкивает на формулировку гипотез о механизмах, скрытых за динамикой наблюдаемых картин);

  • ведущая роль в передаче учебного содержания;

  • инсценированное событийное представление материала; динамизм;

  • изначальная художественность;

  • синтезированная природа (синтез разных типов информации; пространства и времени; понятийного и образного; науки и визуальных искусств; информативности, эмоциональности и эстетики);

  • "правополушарность" (активизация интуитивно-образных механизмов постижения истины).

Перечисленные черты характерны новой экранной культуре наглядного представления знаний в образовании.
Итак, современный учитель технологии в плане использования новых наглядных презентационных средств обучения должен понимать, в частности, суть их эффективного учебного воздействия:

1) оригинально, увлекательно поданный материал запоминается непроизвольно, надолго, иногда на всю жизнь; а такое представление вовлекает пользователя, он забывает, что учится;

2) наша память ассоциативна – лучше запоминается и понимается материал, который запечатлелся в воображении в виде ярких, знакомых образов;

3) образы учебной темы легко и естественно воспринимаются, усваиваются, если увязаны между собой во взаимосвязанную систему, инсценированную в цельную сюжет-композицию.

1.3. Методические рекомендации по подготовке и
применению на уроке ЦОР
презентационного характера



Общие методические рекомендации:

  • при подготовке к уроку для адаптации под целевую аудиторию (их подготовленность, профессиональную направленность), под форму использования ЦОР и пр. частные условия при необходимости ЦОР можно оперативно отредактировать (ЦОР "открыты" для редактирования);

  • следует согласовать планируемые действия с заложенной в ОМП программой управления познавательной деятельностью обучаемых;

  • согласно выбранной логике объяснения темы урока заранее запланировать основной вариант навигации по ОМП и разобрать случаи гибкого изменения навигации в зависимости от возможной реакции аудитории, её вопросов, возвращения к важным моментам и т.п.;

  • продумать сопутствующие демонстрации пояснения, вопросы;

  • продумать такую стратегию демонстрации ЦОР, чтобы максимально использовать свойство интерактивности программы для стимулирования познавательного интереса;

  • мультимедиа-презентацию ЦОР производить в соответствующий момент занятия и в течении запланированного отрезка времени;

  • темп и содержание демонстрации не должны приводить к перегрузке обучаемых информацией (иначе она не будет усвоена); следует ориентироваться на объём внимания, "пропускную" способность человека к восприятию информации;

  • исключить превращение мультимедиа-демонстрации в киноурок - в длительное пассивное наблюдение аудиторией потока вещаемой информации. Учитель должен гибко интерактивно руководить демонстрацией, взаимодействовать с аудиторией, дискутировать;

  • заранее продумать речевые сообщения учителя, чтобы оптимально сочетать устную и визуальную составляющие в процессе обучения.

Т.к. слово учителя - необходимое условие и средство повышения эффективности любых аудиовизуальных средств, осознанности восприятия и усвоения их содержания, управления познавательной деятельностью, то учитель с помощью слова может:

а) или руководить наблюдением учащихся (а знания об объекте они получают в процессе самого наблюдения),

б) или сообщать сведения о наблюдаемом, т.к. они непосредственно не воспринимаются.

При подготовке к уроку следует проанализировать наглядный мультимедиа-материал и там, где он неочевиден, не передаёт непосредственно сути, взаимосвязей в изучаемом, продумать пояснения, запланировать их. Они должны либо вести обучаемых к осмысливанию взаимосвязей, которые не могут быть получены непосредственно при просмотре; либо полностью сообщать сведения о связях между явлениями и делать соответствующие выводы - это зависит от подготовки учащихся, дидактической задачи, ситуации. Но если 1-й случай возможен, ему надо отдавать предпочтение.

Речь учителя нужна в случаях, когда надо:

- подчеркнуть существенные места изображения, которые без указания учителя останутся незамеченными;

- связать иллюстрации с содержанием заня­тия; углубить содержание кадра;

- обратить внимание на главные моменты, которые нужно тве­рдо запомнить;

- пояснить непонятные места. Перед и по ходу демонстрации целесообразно задавать вопросы, активизирующие восприятие, мыслительную деятельность обучаемых, привлекать их к нахождению необходимой информации в демонстрируемом материале.

Следует учесть: комментирование голосом анимации и видео увеличивает восприятие информации, а текстом - уменьшает. При этом описательная фун­кция слова, которая без наглядности имеет первостепенное значение, в видео-показе с места события может равняться нулю. Советы по его комментированию отчасти заимствуем из ТВ-журналистики: "Лицо космонавта с орбиты превос­ходит все, что можно в этот момент сказать. Хорошо, если в такие минуты репортер не пытается дублировать его. После - да. Но это будет уже попытка развить впечатление, осмыслить его... Стремления словами описать происходящее на экране, обрушивая на зрителя поток слов, может мешать ему смотреть". Поэтому когда в силу физической достоверности изображение даёт представление о явлении главным образом благодаря показу, в это время словесные пояснения не нужны, изображение говорит само за себя.

Показу мультимедиа-презентации, настроенной на автопоказ (или показу видео-ролика), должно предшествовать краткое вступительное слово с целью пробудить интерес, сделать установку на активное восприятие: восстановить в памяти известные сведения, на которые следует опереться; поставить конкретные задачи для просмотра или поставить проблему; предложить сформулировать определенные положения, определения.

Рекомендации по стадиям работы с мультимедиа-слайдом ОМП:

- стадия 1-я: целостный охват всего слайда (пояснить название слайда; выдержав паузу, подождать завершения развития его динамической композиции, т.е. дать его для первичного целостного восприятия);

- стадия 2-я: рассматривание (объ­яснение слайда, при необходимости - активизация гиперссылок);

- стадия 3-я: синтез деталей (после анализа - возвращение к целостному восприятию слайда в его исходном виде).


1.4. Методические рекомендации
по возможным способам использования
ЦОР презентационного характера



Выделяют средства обучения для учителя (для более эффективной реализации целей образования) и для обучаемого (индивидуальные средства обучающихся). ОМП - это компьютерная программа, которую может использовать учитель для поддержки своего объяснения материала на занятии.

Но компьютерные технологии придают этим средствам универсальность. ОМП могут использовать и учащиеся для самостоятельного изучения нового материала, для повторения. Ведь им присуща функция "электронного учителя", лектора, интерактивность, интеллектуальность (определенная интерактивная гибкая организация обучения, запрограммированная в ОМП разработчиком) и пр.

ОМП можно эффективно применять не только для сообщения, объяснения нового материала, но и:

1) для наглядного моделирования проблемных ситуаций и путей их разрешения. Уровень реализации дидактического требования проблемности с помощью компьютерных технологий значительно выше, чем при использовании традиционных методов. Ведь возможна яркая наглядная постановка учебной проблемы и не менее яркое представление путей ее решения

При подготовке объяснения с целью повышения активности обучаемых следует заранее продумывать и периодически создавать, распределяя по учебному материалу проблемные ситуации, в которых ответы на поставленные логикой изучения материала вопросы учащиеся должны дать как бы самостоятельно. А при информационной насыщенности мультимедиа периодические вопросы поддерживают концентрацию внимания учащихся, спо­собствуют активному обдумыванию, препятствуя пассивному восприятию.

2) для закрепления, усвоения пройденного. Так, при закреплении материала можно организовать разнообразные и продуктивные формы, включающие:

а) репродуктивный уровень усвоения. При первичном закреплении можно использовать ту же ОМП, что и для объяснения. Но приемы работы с ней меняются, происходит перераспределение ролей. Обучаемый комментирует изображение, припоминая содержание и логику развертывания учебного материала, использует экранное средство как визуальную опору для построения ответа в репродуктивном плане;

б) творческий уровень усвоения. Предложить обучаемым ряд визуальных ситуаций, включающих уже знакомые эмоционально-окрашенные образы пройденного материала в новые отношения, содержащих дополнительную информацию, расширяющих изученный материал, помогающим обучаемым получить более полную картину, преодолеть фрагментарность, рассмотреть структурные связи понятий под непривычным углом зрения.

3) для обучения и поддержки творческих форм деятельности обучаемых. Например, презентация разных заданий для проектных разработок или демонстрация проектирования каких-либо изделий.

Инструкция по установке



Комплект ЦОР совместим с аппаратным и программным обеспечением, поставленным Министерством образования РФ в школы Российской Федерации в 2001-2004 гг., с характеристиками: процессор Intel Celeron 700 MHz; оперативная память 128 Mb; объем жесткого диска 20 Gb; устройство для чтения CD-ROM; видеоадаптер SVGA; манипулятор «мышь»; операционная система Windows 2000; XP; Alt Linux.

Инструкция по эксплуатации



Для корректной работы с набором ЦОР необходимо наличие на ПК любого современного Web- броузера.

Для просмотра Flash –роликов необходимо установить Flash –Player 6.0. и выше (прилагается на CD-диске).

Для корректного просмотра видео-роликов необходимо установить кодеки, также прилагаемые Исполнителем (на CD-диске).

В папке с каждым ЦОРом имеется файл index.htm, который необходимо открыть двойным щелчком мыши для просмотра ресурса в броузере.

Для просмотра видеороликов и звуковых файлов, встроенных в web-документы, необходимо нажать кнопку Play cтандартного медиа-проигрывателя Windows.


Примерный поурочно-тематический план


11 класс. 1 и 2 четверти




Тема урока

Теоретические сведения

Практическая работа

ЦОРы

Раздел I. ТЕХНОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ

1

Введение в предмет.
Понятие
творчества и
развитие творческих
способностей

Цель, задачи, актуальность изучения предмета «Технология» в 11 классе. Содержание предмета, последовательность его изучения.

Организация учебного процесса. Организация рабочего места ученика за компьютером для выполнения самостоятельных работ, творческих проектов в ходе изучения предмета "Технология".

Понятия "изобретательство".

Идеи и рекомендации ТРИЗ.

Многообразие определений понятия "творчество". Понятие "творческая задача". Виды творчества. Особенности технического творчества. Основные сведения о проектировании и конструировании.

1. Рассмотрение содержания и последовательности изучения предмета «Технология» в 11 классе.

2. Решение задач на развитие творческого мышления и воображения.

3. Формулировка учащимися своих определений понятий "творчество", "творческий процесс", определение особенностей и результатов художественного и научного творчества.

ЦОР № 11-101 "Организация рабочего места ученика за компьютером".

ЦОР № 11-102 "Ведомость для учителя «Оценки учащихся для выполнения практических работ»"

ЦОР № 11-103 "Что такое творчество? "

ЦОР № 11-104 "Этапы технического творчества".

ЦОР № 11-105 "Способность к творчеству, изобретательству можно развить!"


2

Метод
мозговой атаки (МА)

Суть метода МА; психологический эффект, положенный в основу метода МА.

Цель метода МА.

Метод А.Осборна "прямой мозговой штурм" с разделением во времени процессов генерирования идей и их критической оценки.

Правила мозгового штурма.

План действий по методу МА.

Приемы, способствующие генерации идей.


1. На основе тестов выделение группы учеников-генераторов идей и аналитиков.

2. Решение поставленных учителем проблем методом МА.

ЦОР 11-106 "Основы метода мозговой атаки"

ЦОР 11-107 "Приёмы, способствующие генерации идей".

ЦОР 11-108 "Вопросы для построения формулировки задачи"

ЦОР 11-109 "Алекса Осборн"

ЦОР 11-110 "История появления метода мозгового штурма. Пример мозгового штурма"

3

Метод
контрольных вопросов.

Суть метода контрольных вопросов. Назначение и основа эффективности контрольных вопросов.

Как и с какой целью можно сочетать этот метод с методом МА.

Список контрольных вопросов А. Осборна.

Список контрольных вопросов Т. Эйлоарта

1. Изучение двух списков контрольных вопросов - А. Осборна и Т. Эйлоарта.

2. Решение поставленных учителем проблем методом контрольных вопросов.

  1. "Основы метода контрольных вопросов".

  2. "Портрет Сократа".

  3. "Метод мозговой атаки и метод контрольных вопросов".

  4. "Древнейший метод решения творческих задач - метод проб и ошибок".

  5. Проблемные вопросы.

4

Метод
обратной
мозговой
атаки (МА)

Суть метода обратной МА. При решении каких задач может использоваться метод обратной МА; примеры. Психологическая инерция мышления как основная помеха при решении изобретательских задач по поиску недостатков у объекта и их устранению.

"Диверсионный" метод как разновидность метода обратной МА, цели его использования.

Недостатки метода обратной МА.

1. Изучение презентации с задачами и их решениями, вскрывающими действие инерции мышления.

2. Изучение проблемных заданий. Их решение методом обратной МА.

3. Тестирование учащихся.

  1. "Поиск недостатков – ключ Поиск недостатков – ключ к совершенству".

  2. "Инерция мышления".

  3. Технология решения проблемных задач.

  4. Тест «Творческая деятельность».

  5. "Инерция мышления при решении творческих задач".

5

Синектика

Что такое аналогия и как ее применяют при решении задач методом синектики. Отличие между методами «синектика» и «МА». Определение синектики как метода поиска решений творческих задач. Типы аналогий, используемые синектиками. Методика и этапы поиска при решении задачи методом синектики.

Понятие цепочки аналогий.

1. Изучение раздаточного материала о типах аналогий, используемых синектиками.

2. Решение поставленных учителем задач методом синектики.


11-121 Основы метода синектики" (или "Типы аналогий, используемые синектиками").

11-122 "Аналогия".

11-123 "Ход решения синектической задачи".

  1. Тест «Творческая деятельность»

  2. "Изобретения природы и их использование человеком".

6

Морфологический
анализ

Суть метода морфологического (типологического) анализа.

Понятие "морфологический ящик (матрица)".

Этапы решения задачи методом морфологического анализа. Примеры решения задач этим методом.

Области применения метода.

Достоинства и недостатки метода морфологического анализа.

1. Изучение раздаточного материала об этапах решения задачи методом морфологического анализа и примера морфологической матрицы.

2. Решение поставленных учителем задач методом морфологического анализа (использование ЦОР 11-129)

11-126 "Основы метода морфологического анализа".

11-127 Портрет Ф. Цвикки.

11-128 "Этапы решения задачи с помощью морфологического анализа её параметров".

11-129 Постановка задач для решения методом морфологического анализа и заготовками морфологических матриц.

11-130 "История разработки метода морфологического анализа".

7

Морфологические
матрицы

Сущность морфологической матрицы.

Случаи, когда целесообразно применять двумерную матрицу.

Преимущества многомерных матриц в сравнении с двумерными.

Матрицы, с помощью которых можно решать управленческие проблемы.

1. Изучение раздаточного материала о правилах составления многомерной матрицы.

2. Решение поставленных учителем задач методом построения морфологических матриц и анализа её параметров.

11-131 "Морфологической матрицы: сущность, методика использования".

11-132 "Правила составления многомерной матрицы".

11-133 Морфоологические матрицы.

11-134 Тест.

11-135 "Различные методы функционально-структурного исследования объектов".

8

Ассоциации и творческое мышление

Понятие термина "ассоциации". Сущность ассоциативного мышления. Процесс генерирования ассоциаций; установление ассоциативного перехода разной длительности. Первичные и дополнительные ассоциации.

Отличие метода ассоциаций от метода морфологического анализа.


1. Выполнение заданий на развитие ассоциативного мышления:

- установление ассоциативного перехода между понятиями;

- составление рассказа из 3-4 предложений, где в каждом предложении используются три заданных учителем слова.

2. Применение для установления ассоциативных связей пословиц, отрывков из стихотворений, рассказов и т.д.

3. Использование ассоциаций для выявления нетривиальных свойств рассматриваемого понятия.

11-136 "Основы метода ассоциаций".

11-137 Цепочка размышления.

11-138 Задания на развитие ассоциативного мышления.

11-139 Задания на развитие ассоциативного мышления.

11-140 "Ассоциации, возникающие от прочтения фантастической литературы, и идеи изобретений".

9

Метод фокальных
объектов (МФО)

Пояснение название метода (что означает "фокальный").

Суть метода фокальных объектов (за счет чего удаётся преодолеть инерцию мышления).

Области применения метода.

Этапы решения творческих задач методом фокальных объектов. Примеры решения задач МФО.

1. Изучение раздаточного материала об этапах решения творческих задач МФО.

2. Решение поставленных учителем задач МФО (задач на совершенствование конструкций, устройств, на поиск поиска новой идеи рекламы, оригинального оформления товаров).

11-141 "Основы метода фокальных объектов".

11-142 "Этапы решения творческих задач МФО".

11-143 Портрет американца Ч. Вайтинга, предложившего МФО.

11-144 Метод фокальных объектов.

11-145 "Психология человека и творчество. Обучение навыкам рационального мышления".

10

Метод
гирлянд случайностей и ассоциаций
(ГСиА)

Метод гирлянд случайностей и ассоциаций как развитие МФО.

Отличие метода гирлянд случайностей и ассоциаций от МФО.

Определение понятия "гирлянда ассоциаций", создаваемая специально; понятие "гирлянда синонимов объекта".

Последовательность решения творческих задач методом гирлянд случайностей и ассоциаций

1. Изучение раздаточного материала об этапах решения творческих задач методом гирлянд случайностей и ассоциаций.

2. Решение поставленных учителем задач:

– на составление ассоциативной цепочки шагов "объект – характеристика – объект – характеристика…"

– на выявление новых возможностей, характеристик и функций объектов путём соединения гирлянд синонимов и гирлянд ассоциаций (предварительно сгенерированных для этих объектов).


11-146 "Основы метода гирлянд случайностей и ассоциаций".

11-147 "Последовательность (шаги) решения задач методом гирлянд случайностей и ассоциаций".

11-148 Генрих Язепович Буш.

11-149 Презентационные слайды с постановкой задач для решения методом гирлянд случайностей и ассоциаций.

11-150 Статья Г.С. Альтшуллера, автора ТРИЗ, или "Экскурс в историю творчества"


11

Функционально-стоимостный анализ (ФСА)

Поиск путей снижения стоимости и повышения качества продукции и ФСА. Суть метода ФСА. Цель метода ФСА (как нахождение резервов повышения экономической отдачи производства). Актуальность метода ФСА в условиях рыночной экономики как метода экономии и бережливости. Главные принципы ФСА. Примеры поиска резервов улучшения конструкции изделий. Процедуры проведения ФСА. Примеры решения задач методом ФСА.

1. Изучение раздаточного материала о последовательности процедур проведения ФСА.

2. Решение поставленных учителем задачи методом ФСА.

3. Организация деловой игры поискового характера с привлечением метода ФСА.

11-151 "Основы метода ФСА".

11-152 "Последовательность процедур проведения ФСА".

11-153 Метод ФСА.

11-154 Изображения предметов, изделий.

11-155 Метод ФСА.

12

Алгоритм решения изобретательских задач
(АРИЗ)

Понятие "алгоритм". АРИЗ – на что ориентирует этот метод при решении технических задач. Понятие "техническое противоречие (ТП)". Решение задачи как поиск, уточнение и устранение ТП. Связь ТП и процесса решения задачи методом АРИЗ. Понятие технической системы; что происходит в ней при попытке улучшить одну её часть. Физическое противоречие как причина ТП. Ориентировка на идеальный конечный результат как отличие действий человека по АРИЗ. Суть метода АРИЗ. Процедуры АРИЗ. Приёмы моделирования ситуаций: операторы РВС; метода ММЧ; вепольный анализ. Принцип действия оператора РВС. Характеристика изменения представления о технической системе при помощи метода ММЧ. Составляющие веполя. Роль поля и второго вещества по отношению к первому веществу. Правила АРИЗ. Сравнительная характеристика не- и алгоритмических методов решения творческих задач.

1. Изучение процедур АРИЗ.

2. Решение поставленных учителем задач с привлечением процедур АРИЗ, приёмов моделирования ситуаций (методов "операторы РВС", "ММЧ", "вепольный анализ").

ЦОР 11-156 "Процедуры АРИЗ".

ЦОР 11-157 Г.С. Альтшуллер.

ЦОР 11-158 "Операторы РВС".

ЦОР 11-159 "Вепольный анализ".

ЦОР 11-160 "Преодоление технических противоречий как движущая сила развития техники и изобретательства".

13

Изобретения. Рационализаторские предложения

Какое новшество может быть признано изобретением. Понятие "патент". Цель выдачи (и получения) патента. Критерии патентоспособности (новизна, промышленная применимость, неочевидность). Понятие "формула изобретения". Изобретения-аналоги, аналоги-прототипы. Патентный поиск, на какие вопросы он помогает ответить изобретателю. МПК, состав кода изобретения в МПК.

Заявка на изобретение, составляющий её набор документов. План описания изобретения.

Понятие "рационализаторское пред­ложение", его признаки, форма подачи, регистрация, основание для оплаты. Предложения, не признающиеся рационализаторскими.

1. Рассмотрение организации сборников, описывающих изобретения.
2. Моделирование ситуации: вы изобрели объект (объект подбирает сам ученик по желанию), и вам следует описать изобретение по установленному плану (бланку).

ЦОР 11-161 "Из истории изобретений"

ЦОР 11-162 "Патентное право".

ЦОР 11-163 "Мир технических решений: что считается изобретением?".

ЦОР 11-164 - электронная форма с защищёнными полями, содержащая бланк с планом описания изобретения.

ЦОР 11-165 "Патенты. Сроки действия патентов" с фото авторского свидетельства.

14

Создание творческого проекта
(3 часа – объяснение теор. сведений и выполнение проекта)

Определение понятий "проект", "проектирование". Когда возникает необходимость проектирования объектов. Проектирование как акт предпринимательской деятельности.

Качества современных проектов.

Учет человеческого фактора и отход от технократического мышления. Требования к проектированию. Антиподы проектирования.

Проект как интеллектуальный продукт; изложение и обоснование проекта.

Статьи расходов, определяющие стоимость проекта. Особенности финансирования долгосрочных и простых проектов. Двуединая задача конструирования деталей тех. объектов. Себестоимость проекта, из чего складываются её показатели. Понятие "КИМ".

Предпринимательская задача конструктора, технолога.

1. Изучение примера проекта предпринимательского характера (его изложения и обоснования).

2. Решение задачи на расчет себестоимости, расчет прибыли от производства заданного изделия.

3. Рассмотрение пути (последовательности технологических операций по производству), который проходит заданное изделие от изначального состояния (например, зерно) до готового изделия (например, хлеб).

4. Составление бизнес-плана по реализации инженерного проекта.

5. Подготовка к защите разработанного проекта. При подготовке к защите создать компьютерную презентацию своего проекта.

ЦОР 11-166 "Что такое проект, проектирование?".

ЦОР 11-167 "Этапы проекта".

ЦОР 11-168 "Проектирование как акт предпринимательства".

ЦОР 11-169 "Что такое "человеческий фактор"?"

ЦОР 11-170 "Учет человеческого фактора при проектировании".

ЦОР 11-171 "Требования научного подхода к проектированию".

ЦОР 11-172 "Антиподы проектирования".

ЦОР 11-173 Банк идей творческих проектов по теме "Технология решения творческих задач и изобретательства.


15

16

ЦОР 11-174 "Обеспечение процесса проектирования".

ЦОР 11-175 "Пример последовательности технологических операций".

ЦОР "Изобретение автомобиля. Изобретатель Генри Форд".

ЦОР 11-176 "Бесполезные изобретения".

ЦОР 11-177 Изображение творческого процесса – рисунок Х. Битструпа "Муки творчества".

ЦОР 11-178 Тест.

ЦОР 11-179 Статья Г.С. Альтшуллера или "Какие изобретения нельзя запатентовать".

ЦОР 11-180 Кроссворд по теме ТРИЗ.

ЦОР 11-181 Искусство презентации проекта

РАЗДЕЛ II. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ. ПРИРОДООХРАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»



Научно-техническая революция и ее влияние на окружающую среду

НТР и ее влияние на экологическую ситуацию. Основные направления НТР. Энергетические потребности и энергетические расходы в разные исторические периоды: в первобытном обществе, в феодальном обществе, в современном обществе. Рост энергетических потребностей вследствие урбанизации. НИТ и ее последствия.

Запись основных понятий и положений. Решение кроссворда

  1. «Научно-техническая революция»

  2. «Направления научно-технической революции»

  3. «Энергетические затраты первобытного строя»

  4. ««Энергетические затраты рабовладельческого строя»

  5. «Энергетические затраты сегодня»

  6. «Рост городов»

  7. « Атомная энергетика»

  8. «Загрязнения среды отходами»

  9. «Информационные технологии»

  10. «НТР и ее следствия»



Глобальные экологические проблемы

Глобальные экологические проблемы. Причины возникновения глобальных экологических проблем.

Ядерная энергетика. Захоронение отходов. Информационный мир и экология. Информационные технологии и здоровье человека. Экологизация сельского хозяйства. Альтернативное земледелие.

Демографический взрыв. Обеспеченность человечества питьевой водой. Минеральные ресурсы. Энергетика и экология

Оценка запыленности воздуха

  1. «Почему проблема ГЛОБАЛЬНАЯ?».

  2. «Причины возникновения глобальных проблем».

  3. «Демографическая проблема»

  4. «Продовольственная проблема»

  5. «Энергетическая проблема»

  6. «Сырьевая проблема»

  7. «Экологическая проблема»

  8. «Угроза ядерной войны»

  9. «Глобальные проблемы»

  10. «Кризисы и проблемы »



Энергетика и экология

Потребности человека в энергии. Тепловые электростанции. Гидроэлектростанции. Атомные электростанции.

Резервы энергетической промышленности. Нетрадиционные источники получения энергии: утилизация солнечной энергии, термоядерная энергетика, энергия ветра, приливов, геотермальная энергетика

Оценка уровня радиации.

Разработать банк идей экономии энергии в быту

  1. «Эхо Чернобыля»

  2. «Как тратиться энергия?»

  3. «Резервы энергетической отрасли»

  4. «ТЭС»

  5. «ГЭС»

  6. «Экологические следствия традиционной энергетики»

  7. «Ветровые мельницы»

  8. «Энергия ветра»

  9. «Солнечные батареи»

  10. «Биогаз»

  11. «Альтернативная и традиционная энергетика»



Загрязнение атмосферы

Влияние промышленности и транспорта на атмосферу. Кислотные дожди. Парниковый эффект. Озоновые дыры

Оценка наличия загрязнений в атмосфере и кислотных дождей.

Оценка качества пресной воды.

  1. «Как тратится энергия»

  2. «Значение воздуха»

  3. Загрязнение воздуха (avi-фильм).

  4. Уборка листвы (avi-фильм).

  5. «Источники загрязнения воздуха»

  6. «Промышленные выбросы»

  7. «Кислотные дожди»

  8. «Парниковый эффект»

  9. «Истощение озонового слоя»

  10. «Защита от загрязнений воздуха в городе»

  11. «Защита от загрязнений воздуха в квартире»

  12. «Технологии защиты атмосферы»

  13. «Надо ли сжигать траву и листву в городах?»



Загрязнение гидросферы

Значение вода. Источники загрязнения питьевой воды. Проблема дефицита питьевой воды. Нефтяная промышленность и загрязнение воды. Технологии очистки питьевой воды. Технологии очистки сточных вод.

Оценка запыленности воздуха.

Разработка комплекса технологии по улучшению качества воздуха и питьевой воды

  1. «Значение воды »

  2. «Источники загрязнения воды»

  3. «Дефицит воды на планете Земля»

  4. «Нефть и вода»

  5. «Охрана водных ресурсов»

  6. «Снегоплавильные установки»

  7. «Очистка питьевой воды»

  8. «Очистка сточных вод»

  9. «НЕТ» захоронениям отходов в океане!»

  10. «Гидросфера»



Уничтожение лугов и лесов. Химизация сельского хозяйства

Сокращение площади лесов. Химизация сельского хозяйства нитраты, нитриды, диоксины, пестициды). Рациональное использование лесов и пахотных земель. Сохранение биологического разнообразия на планете.

Определение наличия нитратов и нитридов в пищевых продуктах

  1. «Уничтожение лесов».

  2. «Вырубка лесов».

  3. «Уничтожение лугов».

  4. «Карта лесов планеты»

  5. «Значение леса в природе»

  6. «Причины сокращения лесов»

  7. «Куда уплыли дубы Испании?»

  8. «Как сохранить леса?»

  9. «Химические вещества в сельском хозяйстве»

  10. «Химикаты в природе (ДДТ)»

  11. «Загрязнение с/х продукции химикатами»

  12. «Аллейное земледелие»

  13. «Биоинтенсивное земледелие»



Природоохранные технологии

Экологический мониторинг. Природосберегающие технологии: переработка бытового мусора и промышленных отходов, безотходная технология. Экологически устойчивое развитие человечества. Экологическое сознание и мораль

Разработка проекта природоохранной деятельности школы

  1. «Природа зовет на помощь».

  2. «Направления охраны природы»

  3. «Лунные ландшафты Земли»

  4. «Мониторинг»

  5. «Лихеноиндикация»

  6. «Переработка бытового мусора»

  7. «Переработка и захоронение промышленных отходов»

  8. «Безотходные технологии: правда или вымысел?»

  9. «Рекультивация земель»

  10. «Свалки и мусорки»



Экологическое сознание и мораль

Экологическая культура: сущность и структура. Экологические знания, экологическое мышление, экологическая мораль, экологические ценности, экологически оправданное поведение. Компоненты и черты экологического мышления. Движение зеленых. Международное экологическое сотрудничество.




  1. Наша планета – наше здоровье

  2. Защита среды

  3. Модели развития Земли

  4. Компоненты экологической культуры

  5. Антропоцентризм или Экоцентризм?

  6. Экологическое мышление

  7. Экологическая мораль

  8. Экологическое мышление в быту

  9. ГРИНПИС

  10. Биосфера – 2?

  11. Международное экологическое сотрудничество

  12. Проблемы человечества

  13. Экологический проект: сущность, цели и задачи, структура, содержание основных разделов

  14. Рабочая тетрадь «Экологический проект»

  15. Фрагмент творческого проекта «Использование солнечных батарей для энергоснабжения автономных строительных сооружений

  16. Банк идей творческих проектов по экологии



Творческий проект «Природоохранные технологии»

Цели и задачи творческого проекта. Структура и содержание основных разделов экологического проекта

Выполнение экологического проекта

11-290. «Экологический проект: сущность, цели и задачи, структура, содержание основных разделов».

  1. Рабочая тетрадь «Экологический проект»

Методические рекомендации
по вариативному использованию ЦОР





  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Методические указания для учителя по организации учебного процесса с набором цифровых образовательных ресурсов к учебнику «Технология» icon Методические указания для учителя по организации учебного процесса...
Для учебника «Технология – 10» (под ред. В. Д. Симоненко) созданы следующие цифровые образовательные ресурсы
Методические указания для учителя по организации учебного процесса с набором цифровых образовательных ресурсов к учебнику «Технология» icon Коллекции цифровых и электронных образовательных ресурсов
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Коллекция разнообразных цор в различных форматах
Методические указания для учителя по организации учебного процесса с набором цифровых образовательных ресурсов к учебнику «Технология» icon Приказ №71 Список учебно-методической литературы и цифровых ресурсов...
Арутюнян М. Ю. Учителя и ученики: два мира?: Книга для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1992
Методические указания для учителя по организации учебного процесса с набором цифровых образовательных ресурсов к учебнику «Технология» icon Методические указания по проведению учебного занятия «устный доклад»...
Эксперт Демченко Т. С., к соц н., доц. (эксперт в области сертификации электронных изданий образовательного назначения, электронных...
Методические указания для учителя по организации учебного процесса с набором цифровых образовательных ресурсов к учебнику «Технология» icon Методические указания по производственной технологической практике...
Методические указания предназначены для руководителей практики от профильной организации, от колледжа и студентов
Методические указания для учителя по организации учебного процесса с набором цифровых образовательных ресурсов к учебнику «Технология» icon Методические указания и программа дисциплины «i-я производственная практика»
Методические указания предназначены для студентов третьего курса дневного отделения факультета химической технологии и экологии...
Методические указания для учителя по организации учебного процесса с набором цифровых образовательных ресурсов к учебнику «Технология» icon Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений
Пм 02 мдк 02. 02: «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации»
Методические указания для учителя по организации учебного процесса с набором цифровых образовательных ресурсов к учебнику «Технология» icon Методические указания по выполнению
Методические указания по выполнению практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы по мдк...
Методические указания для учителя по организации учебного процесса с набором цифровых образовательных ресурсов к учебнику «Технология» icon В. Захаревич, В. Попов, Л. Гребнев Международная аккредитация образовательных...
В предыдущих работах были рассмотрены особенности организации обучения и аккредитации инженерных образовательных программ в США и...
Методические указания для учителя по организации учебного процесса с набором цифровых образовательных ресурсов к учебнику «Технология» icon Методические указания по изучению учебной дисциплины
Методические указания предназначены для преподавателей русского языка и литературы профессиональных образовательных организаций
Методические указания для учителя по организации учебного процесса с набором цифровых образовательных ресурсов к учебнику «Технология» icon Методические указания по планированию, организации и проведению практических...
Методические указания предназначены для планирования, организации и проведения практических работ по общепрофессиональной дисциплине...
Методические указания для учителя по организации учебного процесса с набором цифровых образовательных ресурсов к учебнику «Технология» icon Методические указания по выполнению курсовой работы по мдк 01. 01....
Она выполняется студентами во 2 семестре 1 курса и сдаётся в срок, установленный графиком учебного процесса
Методические указания для учителя по организации учебного процесса с набором цифровых образовательных ресурсов к учебнику «Технология» icon Методические указания по практическим занятиям для студентов специальностей...
Методические указания разработаны в соответствии с программой предмета "Теория резания, тепловые процессы в технологических системах"...
Методические указания для учителя по организации учебного процесса с набором цифровых образовательных ресурсов к учебнику «Технология» icon На приобретение и поставку компьютерной техники для образовательных учреждений городского
Королева приглашает принять участие в открытом совместном конкурсе на приобретение и поставку техники, необходимой для организации...
Методические указания для учителя по организации учебного процесса с набором цифровых образовательных ресурсов к учебнику «Технология» icon Рабочая программа учебного предмета «Технология»
Рабочая программа учебного предмета «Технология» для 5 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования...
Методические указания для учителя по организации учебного процесса с набором цифровых образовательных ресурсов к учебнику «Технология» icon Методические указания по выполнению практических работ адресованы...
Методические указания для выполнения практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы огбоу...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск