Богданова А.А., старший методист
сектора церковно-приходских школ
отдела религиозного образования и
катехизации Екатеринбургской епархии.
Урок 1. Искушения Иисуса Христа в пустыне
(предыдущий урок - «Иоанн Креститель. Крещение Господне»)
Повторение.
Назовите последнего ветхозаветного пророка.
Объясните буквальный смысл и исполнение пророчества: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Ис.40,3).
Какое действие совершал Иоанн Предтеча над людьми в знак их покаяния?
Кто должен был отпустить грехи народа?
Какое событие впервые явно совершилось во время Крещения Господня?
Вспомните действия Лиц Пресвятой Троицы во время Крещения.
Какой прахдник установлен Церковью в честь события Крещения Господня? Что вы о нем знаете?
В чем значение Богоявления? Чему учит нас Крещение Господне?
Новый материал.
События искушения
Мы с вами закончили изучение Священной Истории Ветхого Завета и приступаем к Истории Нового Завета. Что вы знаете о Новом Завете?
Д. Новый Завет начинается с приходом в мир Господа Нашего Иисуса Христа. Книги Нового Завета описывают жизнь и учение Господа, Его смерть и воскресение, деяния апостолов.
У. Как называется главная книга Нового Завета?
Д. Евангелие, что значит «благая весть». Это весть о приходе Спасителя для спасения людей.
У. Сегодня мы будем говорить о событиях, непосредственно следовавших за Крещением Господним. Читаем в Евангелии (Мф. 4,1): «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню для искушения от диавола». Вспомним из событий Крещения, где пребывает Дух Святой?
Д. Дух Святой сошел на Господа в виде голубя.
У. Верно, Дух сошел во время Крещения и пребывает на Господе. Так и каждый человек принимает в Крещении Духа Святого. Но далее мы видим, что Духом веден был Иисус на искушения. Что означает слово «искушение»?
Д. Искушение – это соблазн, испытание.
У. Так и человеку сразу после Крещения Бог попускает испытания. Зачем?
Д. Для укрепления.
У. Господь укрепляется перед началом искупительного подвига, перед выходом на служение, а каждый из нас перед началом своего жизненного подвига. Человек получает в Крещении грозное оружие – Самого Духа Святого. Для чего же оно дается? Представим себе солдата, получившего оружие; а войны в государстве нет. Что он может сделать с оружием?
Д. Он может просто положить его и ждать, наступит война или нет.
У. А что он должен делать, для того, чтобы встретить войну готовым?
Д. Солдат должен тренироваться, чтобы быть сильным.
У. В духовной жизни так же: владея оружием, мы должны постоянно упражняться, чтобы быть сильными, крепкими в вере, чтобы выстоять в борьбе с врагом. Для этого и подаются человеку испытания. «Не для того ведь ты получил оружие, чтобы быть праздным, но чтобы сражаться» (свт. Иоанн Златоуст).
Солдат готовится к войне, а к чему приуготовляется Господь Иисус Христос?
Д. К искупительному подвигу, к служению людям.
У. «Иисус возведен был Духом в пустыню…» Почему именно в пустыню?
Д. В пустыне труднее выдержать искушения: там жарко, нет пищи… Там нет никого, с кем бы можно было посоветоваться…
У. Конечно, в пустыне тяжелее физически. А почему еще одному трудно?
Д. Когда человек один, на него скорее нападает уныние. Несколько человек могут помолиться, и молитва будет сильнее.
У. Так диавол и нападает на нас, когда мы находимся в уединении, когда мы слабы. И не отваживается приступать, когда мы вместе, когда мы сильны. Особенно, если мы молимся, если мы в храме Божием. В Евангелии сказано: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» (Мф.18,20).
Читаем дальше (Мф. 4,2): «…и постившись сорок дней и сорок ночей напоследок взалкал». Как вы поняли эти слова?
Д. Господь постился сорок дней. Потом захотел есть.
У. Иисус Христос пришел в крайнюю степень голода и изнурения сил. Что вам напоминает этот сорокодневный пост?
Д. Великий пост перед праздником Пасхи длится 40 дней.
У. Именно по количеству дней поста Господа и установлен наш Великий пост. «И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал…» Когда приступает враг ко Христу?
Д. Когда Он захотел есть.
У. Т.е. тогда, когда окончился пост. Во время поста диавол не дерзает приступать. Отсюда мы видим, какое сильное оружие пост. Им мы защищаемся от нападок вражеских. Вспомним, ведь и Адама изгнало из рая чревоугодие. Таким образом показывается нам в посте Господнем, по словам свт. Иоанна Златоуста, «спасительное врачевство».
Читаем Мф. 4, 3. «И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами». Как называет диавол Христа?
Д. Сын Божий.
У. Значит, еще до выхода Иисуса Христа на служение мы знаем, что Он – Мессия; и диавол тоже знает.
Послушайте, как он искушает: «Если Ты Сын Божий, скажи…» В вашей жизни бывали ли подобные искушения?
Д. Среди ребят часто бывают такие «подначки»: «Если ты такой сильный, стукни меня. Если ты такой смелый, поднимись на крышу» и т.п.
У. Теперь вы поняли, что это такое? Это искушение, соблазнение на грех. К концу урока мы должны ответить на вопрос, как поступать в искусительных случаях.
А сейчас читаем первое искушение - Мф. 4,3-4. «И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Чем соблазняет диавол Христа?
Д. Едой, хлебом.
У. В той местности камни по форме напоминают хлебы.
Почему враг начал искушение именно с хлеба?
Д. Это самое легкое, чем можно обольстить человека.
У. Действительно, это то, на что более всего падок каждый из нас. Где в Священной истории мы с вами уже сталкивались с искушением хлебом, когда ради сладости пищи, по чревоугодию человек согрешил?
Д. Исав продал первородство за чечевичную похлебку, Адам и Ева соблазнились плодами с Древа познания добра и зла.
У. Искуситель и сейчас «остается верен своему коварству, чем он изринул из рая первого человека…, тем и здесь начинает свое обольщение». (свт.Иоанн Златоуст) Здесь под хлебом подразумевается не только пища, но и вообще все земное, блага материальные.
Что отвечает Сын Божий на соблазнение сатаны?
Д. Не хлебом единым жив человек, а словом Божиим.
У. Это слова Моисея о манне, которой Бог 40 лет питал Израильский народ в пустыне, чтобы научить его хранить Свои заповеди. Для чего Иисус Христос произносит эти слова сейчас?
Д. Он говорит о том, что нужно слушаться слова Божия, исполнять Его волю.
У. Так же и нас Христос научает «не смотря ни на голод, ни на какие другие страдания, никогда не отступать от Господа» (свт.Иоанн Златоуст).
Читаем далее – Мф. 4, 5-7. «Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповесть о Тебе, и на руках возмут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Как искушает враг в этот раз?
Д. Он требует совершить чудо – броситься вниз и спастись.
У. Это, действительно, искушение чудом. Сатана призывает Сына Божия показать свою Божественную силу. Из каких слов составлено искушение?
Д. Из слов 90 псалма.
У. Враг говорит словами Священного Писания, Псалтири. И Господь отвечает ему словами ветхозаветного закона: «Не искушай Господа Бога твоего» (Втор. 6,16). Что это значит?
Д. Не делай ничего специально, чтобы проверить силу Божию.
У. Верно, не следует без необходимости подвергать себя или кого-либо опасности, испытывая всемогущество Божие.
После второго неудавшегося соблазна сатана приступает к третьему искушению. Читаем Мф. 4,8-10. «Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Мене, сатана, ибо написано: Господу Богу Твоему поклоняйся и Ему одному служи». Какую картину рисует диавол Сыну Божию?
Д. Он показывает все царства мира, над которыми он господствует.
У. Враг осмеливается выдавать себя за владыку мира. Действительно он таковым является?
Д. Нет, Владыка мира – Бог.
У. Что предлагает враг Сыну Божию?
Д. Он предлагает Господу власть и требует за это поклонения себе.
У. Он на самом деле хочет предоставить власть Иисусу Христу?
Д. Нет, он лукавит, он ни за что не отдаст своего владычества. Он хочет поклонения Самого Бога.
У. Неслучайно Священное Писание называет сатану отцом лжи. Он лжет, что владеет миром, и лжет, что желает поделиться властью. Что же отвечает Господь?
Д. Он говорит, что служить и поклоняться нужно Богу.
У. Только Богу подобает поклонение во вселенной. Потому Иисус Христос повелевает диаволу: «Изыди от Мене, сатано!» «Тогда оставляет Его диавол» (Мф. 4,11a). Враг тотчас убегает и не смеет больше искушать Его.
Выводы
У. Давайте разберемся, что означают все искушения?
1. Мог ли Господь совершить чудеса?
Д. Конечно, ведь Он – Бог. Одним Своим словом, Божественной силой Он мог сделать все, что просил диавол.
У. На что надеется сатана? Если Господь с начала Своего подвига пойдет таким путем – все совершать Божественной силой: взалкал – превратил камни, страдаешь – употребил власть, попал в узы – совершил чудо освобождения, чем закончится подвиг?
Д. Тогда подвиг не совершится – Господь избежит страданий и смерти.
У. Конечно, диавол надеется, что, соблазнившись однажды, Христос и впредь поступит так: оградит Себя от врагов легионами ангелов, сойдет с Креста, призовет Отца для спасения. Сатана на протяжении всего искупительного подвига Христова находится рядом с Ним: Иисус видит «сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк.10,18); исцеленная женщина была связана сатаной (Лк.13,16); сатана входит в Иуду (Лк.22,3) и т.д.
Если не будет совершена Крестная жертва, то не произойдет и наше с вами спасение – вот чего добивается враг рода человеческого. Но Подвигоположник Христос, преодолев искушения в начале служения, совершил спасение человека.
2. Диавол, искушая Господа, рассчитывает, что люди пойдут за Ним по какой причине?
Д. Из желания чудес, мирового владычества, богатства.
У. Потому он предлагает Христу три пути ведения людей: путь материального благополучия – хлеба; путь мирового могущества – власти; путь духовного насилия – чуда. Вспомните, чего ожидали иудеи от прихода Мессии?
Д. Они думали, что Мессия придет как земной царь, владыка и принесет им свободу и земные блага.
У. Но служение Иисуса Христа не могло быть таким. Он желает, что бы люди шли за Ним не из земных интересов, а по какой причине?
Д. По любви к Богу.
У. Верно, не как рабы, увлекаемые легкостью приобретения благ, а свободно, по любви. Цель Иисуса Христа – созидание Царства Небесного. Даже исцеляя человеческие немощи, проявляя власть и творя чудеса (мы все это увидим на следующих уроках), Господь полагал целью – Царство Божие.
3. Кем является Иисус Христос?
Д. Он – Богочеловек: истинный Бог и истинный человек.
У. Христос по человечеству поборол искушения, сделал человеческую природу способной побеждать врага. Следовательно, дал возможность побеждать каждому человеку. «Он был искушен, и победил, для того, чтобы приготовить нам победу и дать естеству силу побеждать противника», - говорит св. Иоанн Дамаскин. Что это означает для нас с вами?
Д. Мы можем побороть диавольские искушения.
У. Только в жизни каждого православного христианина (и нас с вами) должно происходить не чудо, а долгий сложный путь перерождения, преображения человека. Обратим внимание на именование Господа – Подвигоположник, положивший начало подвигу. А мы продолжатели борьбы с врагом. Рассмотрим слово «подвиг». Оно означает хотя бы небольшое движение, изменение нашей жизни.
4. Вспомним примеры из жизни, когда нас подстерегают искушения хлебом, чудом, властью.
Д. приводят примеры. Хлебом: желание нарушить пост, поспать утром в воскресенье, желание богатства – денег, красивой одежды, игрушек; желание смотреть неблагочестивые передачи по телевизору и читать книги. Чудом: желание чуда, мгновенного результата при обращении к Богу, святым, при прикладывании к мощам и иконам; обращение к колдунам, экстрасенсам, гадалкам, астрологам. Властью: отношение к младшим; поручения в школе – руководство товарищами; дележ главенства, лидерства в классе.
5. У. Каким образом нас искушает диавол?
Д. У нас возникают злые мысли, люди толкают нас на грех.
У. Враг действует порой через наши собственные помыслы, порой через близких нам людей. Когда мы слышим соблазнительные речи, мы должны знать, кто перед нами. Как мы будем реагировать на вражеские козни?
Д. Будем спокойны, бесстрашны.
У. Верно, ведь Господь победил диавола. Что же будем делать в такой момент?
Д. Молиться, чтобы Господь помог нам справиться с искушением. Можно помолиться и о том человеке, который нас соблазнял.
У. Мы все время должны помнить о борьбе, бодрствовать – не засыпать на посту, трезвиться. Что произойдет с нами, когда мы поборем искушение? Прочитаем в Евангелии, чем окончилось искушение Христово. «Тогда оставляет Его диавол, и се, ангелы приступили и служили Ему» (Мф. 4,11). Значит, «и тебя после побед над диаволом примут с рукоплесканием ангелы и будут ограждать во всех случаях» (свт.Иоанн Златоуст). Как вы поняли, что произойдет с нами?
Д. Небеса будут радоваться нашей победе, даже ангелы будут рукоплескать нам.
У. Вот как велико значение победы даже над самым маленьким вражеским соблазном.
Итог.
У. Никто из людей не свободен от искушений, все испытывают нападения. Враг «старается помешать доброму покаянию и исповеди», «рассеять добрые мысли и начинания». В этом нет ничего страшного для верующего человека, т.к. он умеет отражать все нападения, не подпуская бесов близко и лишая их всякой силы. Главное – неослабное внимание к внутренней жизни, исполнение воли Божией. «Итак, трезвись, бодрствуй, молись, - и враги тебе ничего не сделают» (свт.Феофан Затворник).
|