Урок размышление по рассказу К. Г. Паустовского "Телеграмма"


Скачать 345.08 Kb.
Название Урок размышление по рассказу К. Г. Паустовского "Телеграмма"
страница 1/2
Тип Урок
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Урок
  1   2


МКОУ «Кузнецовская основная общеобразовательная школа»

«Одиночество – вот проклятая вещь…» (А. Грин)

(Урок - размышление по рассказу К.Г. Паустовского

"Телеграмма" для учащихся 8 класса)
Интегрирующие дисциплины:

литература, изобразительное искусство, музыка.

Автор: Адаменко Ольга Кондратьевна,

учитель русского языка и литературы,

высшая категория.

Тема урока: «Одиночество – вот проклятая вещь…» (А. Грин)

Урок - размышление по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма"
Пояснительная записка.
Данная методическая разработка – урок литературы для учащихся 8-ого класса по рассказу К. Г. Паустовского «Телеграмма» на тему «Одиночество – вот проклятая веешь» (А. Грин). Урок из курса изучения литературы конца 20-ого века, который продолжает изучение творчества непревзойдённого мастера литературного слова К. Г. Паустовского. Автор обращает внимание нас, читателей, к личности, к внутреннему миру человека и его проявлениям в различных жизненных ситуациях. Это один из уроков учебно-методического комплекта по программе Г. И. Беленького (учебник литературы для 8 класса).

«Жизнь без нравственного усилия есть сон» - слова сказаны Львом Толстым много лет назад, но они не утратили своего значения и в наши дни. Именно у подростков 11 – 14 лет начинается бурная борьба за самого себя как личности, его нравственные искания. В годы ранней юности молодые люди «поворачиваются» к себе, думают, кем они станут, какими они станут, какие у них есть возможности для того, чтобы занять достойное место в обществе. Нравственные идеалы и принципы предполагают не только доброту и трудолюбие, честность и порядочность, совесть, справедливость, принципиальность и т. д., но и выработку потребности и умения отстаивать свои взгляды и убеждения, свою честь и достоинство, честь своей страны, стремясь принести максимум пользы другим людям. Отсюда освоение нравственных понятий означает не просто понимание их смысла, а подлинное «освоение» умом и сердцем. На пути саморазвития и самовоспитания подростки испытывают потребность в разумном совете, дружеской помощи. Такую помощь и советы они получают от близких людей и от нас, учителей литературы, на уроках, изучая художественную литературу.

Данный урок – это урок нравственности, человечности, который позволит подросткам пересмотреть свои отношения к родным и близким. Во время урока учащиеся могут выразить свои мысли, впечатления, чувства через отношение к героям произведения.

Интегрирующие дисциплины: литература, изобразительное искусство, музыка.

  Форма проведения: урок – размышление.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

  1. Определить идейное содержание произведения, авторскую позицию, сформулировать личное отношение к поднятой писателем проблеме.

  2. Обучить учащихся видеть и находить в тексте средства эпического изображения (пейзаж, портрет) и изобразительно-выразительные средства художественной речи (эпитеты) и использовать эти знания при анализе текста произведения.

  3. Продолжить работу по привитию нравственных ценностей, вывести учащихся на философский уровень прочтения рассказа о жизненных ценностях.

  4. Развивать логическое мышление, устанавливая межпредметные связи, а также осуществляя преемственность в обучении, опираясь на уже полученные знания и личный опыт учащихся.

Задачи урока:

- прочитать рассказ К.Г. Паустовского; проанализировать содержание рассказа, действующих героев; уметь, опираясь на текст, понимать тему, определять основную мысль; помочь учащимся определить проблемы, поднятые автором;

- выявить роль замысла автора в создании характеров героев, их поступков; наблюдать, сравнивать, делать выводы; развивать монологическую речь; выделять значимые эпизоды из текста для анализа; выразительно читать;

- воспитывать чувство доброты, терпения, чуткости, уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям.

Методы, приемы и формы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный; проблемное изложение; эвристическая беседа; работа с текстом и выразительное чтение; творческая, коллективная и индивидуальная работа; комментарии учителя.

Время изучения темы: 2 часа (урока).

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран; текст рассказа К. Паустовского «Телеграмма», рабочие тетради; толковый словарь.

Технологии: ИКТ (презентация учителя и ученика) - OfficePowerPoint, MicrosoftOfficeWord; личностно ориентированное и проблемное обучение, проектные технологии.

Прогнозируемый результат:

  • полноценное восприятие учащимися художественного текста;

  • понятие учащимися роли важнейших эпизодов изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания в изображении характеров героев;

  • понимание учащимися некоторых особенностей выражения авторского сознания и авторского отношения к изображаемому;

  • анализ средств изображения героев (портрет, речь, авторская характеристика) и изобразительно-выразительных средств языка.



Технологическая карта урока



п/п

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат


УУД

1.

1-й этап - Самомопределение к деятельности. Организационный момент

1.Установить тематическую рамку («могу»)
2.Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо»)
3.Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу»)

Создаёт условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу!)

Активизирует требования к ученику со стороны учебной деятельности

(- надо!)

- устанавливает тематические рамки учебной деятельности (могу!)
1. Снова здравствуйте, друзья!

Все ль на месте?

Все ль в порядке –

Ручки, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Улыбнёмся мы друг другу

И начнём литературу.

2. Музыкальный эпиграф.
Мелодекламация на фоне музыки Д. Шостаковича «Забвение»
– чтение стихотворения «Заболела мать»:

По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.
Письма были, только очень редко,
И тогда, не замечая нас,
Все ходила и шептала:
«Детки, вам ко мне собраться хоть бы раз».
Ваша мать согнулась, поседела,
Что поделать? Старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у нашего стола.
Вы под этот стол пешком ходили,
В праздник песни пели до зари,
А теперь разъехались, уплыли.
Вот попробуй всех вас собери!
Заболела мать! И той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
«Дети! Срочно! Дети! Очень срочно!
Приезжайте — заболела мать»
Из Одессы, Таллина, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко —
У постели, а не у стола.
Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь….
Почему же дали вы разлуке
Между вами так надолго встать?
Мать ждала вас в бури, снегопады
В тягостной бессоннице ночей.
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?
Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте! Пока у вас есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм.


Учитель: Я не случайно начала этот урок со стихотворения Аалы Токомбаева, так как настроение этого стихотворения перекликается с настроением рассказа К. Паустовского «Телеграмма», который вы прочитали дома к сегодняшнему уроку. Сегодня я предлагаю поговорить об этом рассказе, но сначала давайте выразим своё мнение о прочитанном: понравился ли вам рассказ? Заставил ли задуматься о чём-либо?

(ответы уч-ся)

- Давайте выясним: о чём этот рассказ? Какова его основная тема? (Взаимоотношение родителей и детей, милосердие, ответственность человека за свои поступки.)

- Определите, как построен рассказ. Подумайте, на какие основные части его можно разделить?

Записи в тетради:

1 ч. – Мать. “Эх, горе горькое, страдание неписанное”.

2 ч. – Дочь. “Эх ты, сорока!”

3 ч. – Телеграмма. “За добро плати добром, не будь пустельгой”.

Подготовка класса к работе.


Слушают учителя, делают выводы.

Отвечают на вопросы учителя.
Высказывают мнение о прочитанном произведении.
Самостоятельно определяют тему рассказа

(Взаимоотношение родителей и детей, милосердие, ответственность человека за свои поступки.)


Записывают в тетради:

1 ч. – Мать. “Эх, горе горькое, страдание неписанное”.

2 ч. – Дочь. “Эх ты, сорока!”

3 ч. – Телеграмма. “За добро плати добром, не будь пустельгой”.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Умение работать самостоятельно.


Личностные УУД:

- формулирова-ть и аргументировать собственное мнение;
Регулятивные УУД:

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

Познавательные УУД:

- проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделировать процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;


2.

2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности. Размышления над прочитанным рассказом. Постановска учебной задачи.



Цель: Активизировать все мыслительные операции и познавательные процессы учащихся (внимание, речь, память, мышление).


Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет инд.задания на применение нового знания.
(Стук в дверь, почтальон-вахтёр: «Вам телеграммы»). - - Кому телеграммы? Вам, ребята! (раздать телеграммы учащимся).
- Ребята, прочитайте текст телеграммы. От кого она?

«Нет! Человеку никак нельзя жить без родных, как нельзя жить без сердца»(Константин Георгиевич Паустовский)
«Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, — это Мать» (Максим Горький)
«Нет никого ближе и роднее матери! Нет и не будет…» (Константин Георгиевич Паустовский)
  - Как вы думаете, совпадают ли тексты полученных телеграмм с основным содержанием прочитанного рассказа?

- О чём же мы будем говорить сегодня на уроке? Какова его тема?

(Мы будем говорить о взаимоотношении матери и дочери, об одиночестве матери, о равнодушии и милосердии) 
- Правильно, ребята. Не случайно эпиграфом к нашему служат слова Александра Грина:  «Одиночество – вот проклятая вещь! Вот что может погубить человека».
- Я поняла, что этот рассказ растревожил ваши души, а лишь растревоженная душа способна в полной мере воспитать в каждом из нас человека.

А что такое душа?

(Внутренний, психический мир человека, его сознание. Словарь Ожегова)

Какие свойства души вы знаете?

На доске наглядный материал (размышление над словом душа)

Душасострадание, соучастие, долг, милосердие, добро, человечность, отзывчивость.
Вывод учителя: Писатель говорит о взаимоотношениях близких людей, матери и дочери. Всегда ли дети, особенно повзрослевшие, спешат на помощь к своим родителям, живущим далеко, всегда ли пишут им письма, звонят, умеют ли проявить заботу о них, всегда ли добры к ним, отзывчивы, ласковы?

Воспроизводят и фиксируют достаточные ЗУНы для построения нового способа действий.
Совершают мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение).
Извлекают необходимую информацию из текста.
Читают телеграммы.


Выражают своё мнение, делают выводы.

(Мы будем говорить о взаимоотношении матери и дочери, об одиночестве матери, о равнодушии и милосердии) 

Работают с толковым словарём.

(Душасострадание, соучастие, долг, милосердие, добро, человечность, отзывчивость.)
Подготовленный энциклопедист даёт точный ответ.



Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Умение работать самостоятельно.


Личностные УУД:

- формулировать и аргументировать собственное мнение;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
Регулятивные УУД:

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

Познавательные УУД:

- проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделировать процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку;

- выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формулировать и аргументировать свое мнение и позицию;

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

3.

3. Постановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)

Анализ рассказа. Осмысление.

Цель: способствовать формированию умения анализировать текст; давать оценку поступкам героев; формулировать свою точку зрения, делать выводы.


Учитель выступает в роли организатора.


  1. «Главный герой».

Образ Катерины Петровны.

- Каковы эпитеты, ассоциации, связанные с ним?

- Имя «Екатерина» — чистая, непорочная. Дряхлая, брошенная всеми старушка, бледная, маленькая одинокая.

Сочетаются ли эти эпитеты со словом мама? Какие эпитеты, метафоры могут стоять со словом мама? (пожилая, одинокая, вечная, добрая)

- Автор является непосредственным участником событий, которые он описывает в рассказе. Это с ним Екатерина Ивановна выходит в сад в последний раз в своей жизни. Послушайте, пожалуйста, воспоминания К Паустовского из повести «Золотая роза»:

«Уже вечерело. Сад облетел. Палые листья мешали идти. Они громко трещали и шевелились под ногами. На зеленеющей заре зажглась звезда. Далеко над лесом висел серп месяца.

Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о нее рукой и заплакала.

Я крепко держал ее, чтобы она не упала. Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слез.

Не дай вам Бог, родной мой, — сказала она мне, — дожить до такой одинокой старости! Не дай вам Бог!

Я осторожно повел ее домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мать!»

- Обратимся к тексту рассказа. Почему автор пишет по-другому? И вообще, что мы узнали из текста о главной героине рассказа? Послушаем сообщение …..

(Ученица читает отрывок из текста:

«Шла она медленно, ощупью. От холодного воздуха разболелась голова. Позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю. Палые листья мешали идти… Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клён. Его она посадила давно, ещё девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи.»

Ученица: Мы видим, что автор совершенно по-другому описывает эту сцену в рассказе, чтобы еще острее чувствовалось одиночество Катерины Петровны. В судьбе клёна тоже видна неустроенность, одиночество. Метафора и олицетворение автором клёна помогают нам понять настроение героини, её переживания, ведь её тоже никто не ждёт, ей тоже некуда идти, она просто доживает, как и этот старый клён.

- Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом – известным художником, «мемориальном», по словам самой хозяйки. Она сетовала на то, что не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни. Когда-то она жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго. Катерина Петровна очень страдала, что её «единственный родной человек» дочь Настя, живущая в Ленинграде, не приезжала к ней, не писала писем.

Автор использует эпитеты, которые помогают почувствовать беззащитность и беспомощность Екатерины Петровны: «седая», «маленькая», «сгорбленная», «по жёлтому виску», «одна-единственная слезинка».
Ученица задаёт вопрос:

- Для чего хранит она старые вещи? (Отдавая самое дорогое, женщина вновь и вновь переживает прошлое, частицы жизни и судьбы.)

Вывод: Катерина Петровна живёт воспоминаниями, они бы могли скрасить её одиночество, но и они тускнеют. Автор своим подтекстом подчёркивает, что “сумрачно” не только в опустевшей комнате, но и в душе героини.

Учитель:

- Спасибо, …, за хорошее выступление. После встречи с кленом она решается написать письмо дочери. Сейчас вы прослушаете письмо Катерины Петровны. Сядьте поудобнее, положите руки на парту перед собой ладошками вверх, закройте глаза. Существует такой прием «открытой ладони». Когда вы будете испытывать наибольшее волнение, жалость к Катерине Петровне или какие-то другие чувства, вы будете опускать голову.
(Звучит отрывок из радиоспектакля).

«Ненаглядная моя, … зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, — смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет — совсем уж не тот, — да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся наша жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень.»

- Я вижу, ребята, что мы с вами мы  смотрим на очень важные вещи одинаково. И мы не участники, а соучастники очень важного разговора. Спасибо вам за неравнодушие.

- А сейчас наш урок продолжит , который подготовил сообщение на тему «Образ женщины-матери в изображении художника А. М. Шилова».

(презентация)

Ученик: Вы увидите репродукции картин известного российского художника-живописца, мастера портретов Александра Максовича Шилова. На этих картинах и в рассказе К. Г.Паустовского мы находим общие черты, хотя на самом деле перед нами портреты разных женщин, а не Катерины Петровны. Но цель писателя и художника одна – создать образ матери, её портрет. В стихотворении Николая Заболоцкого «Портрет» есть такие строки, в которых поэт говорит о связи поэзии и живописи:

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Говорят, глаза — это зеркало души, в них можно увидеть истинное лицо человека. Именно поэтому художник Александр Шилов с особым трепетом выписывает «души» своих героев. На картинах художника мы видим женщину с необыкновенными, чистыми, как у ребенка, глазами. А руки! Она всю жизнь воспитывала детей, трудилась. Пальцы, скрюченные от непосильной работы, — что даже жутко смотреть. И вместе с тем она сохранила чистую и добрую душу, несмотря на все тягости. Истинная красота - желанный гость в сердце каждого... А.Шилов на своих полотнах раскрывает глубочайшую суть и многогранность этого понятия... изящная, легкая красота женственности , рожденная кротостью и добротой. Гармоничная, благородная красота достойно прожитой жизни.

 Основная задача и писателя и художника заключается в  том, что следует описать не только внешность, но и психологическое состояние человека, передать его внутренний мир. И если художник этого добивается при помощи кисти, красок, то писатель – при помощи изобразительных средств выразительности.
Учитель:

- Спасибо, Максим, за интересное выступление.

2. «Холодная осень» (роль пейзажных зарисовок и интерьера в создании образа героя)

- Ребята, вы обратили внимание на то, что, описывая состояние, чувства Катерины Петровны, Паустовский неизменно показывает нам состояние природы? Природа у него — это живое существо, связанное незримой нитью с человеком. Писателя называют мастером художественной детали.

Как с помощью картины природы автор передает состояние Катерины Петровны? Давайте посмотрим, какими художественными средствами рисует трагизм положения Катерины Петровны К.Паустовский?

(опережающее задание для ученицы). Предоставим слово ….
Ученица: Рассказ начинается с пейзажной зарисовки и с описания интерьера. Это настраивает на определённый лад, пронизывает мысль об увядании. Автор использует метафоры («холодная осень», «назойливо сыпался дождь»), олицетворения («тащились», « цеплялись»), эпитеты («рыхлые тучи»). Автор использует детали, усиливающие одиночество матери:

«старое дерево», «холодная мокрая ветка», «облетевший лист», «озябший шершавый ствол». Пейзаж печален, когда печален человек. Возникает ощущение запущенности, заброшенности, одиночества, печали, безысходности. Увядание природы, даже омертвение её. Эта безотрадная картина вполне соответствует внутреннему состоянию Катерины Петровны. Интерьер: цвет желтый, сумрачный, серый, керосиновый ночник вздрагивал. Всё это указывает на безмерность одиночества. Предметы в доме, запах нетопленных печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе. Омертвела природа, замерла и жизнь в старом доме. Деталь для Паустовского не только предметы быта, но еще с их помощью передается настроение, психологическое состояние героини. Но в конце рассказа пейзаж меняется:

«Подморозило. Выпал тонкий снежок. День побелел. Небо было сухое, светлое, будто над головой стянули вымытую, подмерзшую холстину. Дали за рекой стояли сизые. От них тянуло острым и веселым запахом снега, схваченной первым морозом ивовой коры.»

Автор использует принцип градации, показывая то, что кончились мучения Катерины Петровны, её одиночество, боль, успокоилась её страдающая душа. Смерть — избавление от страдания. Действительно, Катерина Петровна и окружающий ее мир — это одно целое, это все родная земля, в которую в конце концов ее опустили.
3.Родные

- Спасибо, Таня.

- Умирающая Катерина Петровна беспрерывно думает о дочери Насте, находящейся в далёком Ленинграде.

- Что вы узнали о Насте, о её жизни, работе, делах?

(Опрежающее задание для ученицы …)
Ученица: Настя – единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников. У неё много работы: устройство выставок, конкурсов. Она проявляет настойчивость, решительность, горячую заинтересованность, внимание к судьбе художника, помогая ему организовать выставку. Ее здесь ценят, уважают, возлагают на неё большие надежды. «Забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать», «этой выставкой мы целиком обязаны одной из рядовых сотрудниц Союза, нашей милой Анастасии Семёновне» - эти слова в адрес Насти. Я считаю, что она карьеристка. А вот о своей матери она совсем забыла. В рассказе мы читаем: «писем от Насти тоже не было, но раз в два-три месяца…почтарь Василий приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей». Я считаю, что Настя по отношению к матери бессердечная, равнодушная, эгоистичная.

Эвристическая беседа с классом

Учитель:

- Спасибо, ….

- Найдите детали, доказывающие, что Настина душа глуха.

(Рыжий кожаный ридикюль, письмо от матери в сумочке, ящик письменного стола жестяная пустота почтового ящика)

- Л. Н. Толстой говорил, что «глаза — зеркало человеческой души». Какие глаза у Насти? Какой эпитет использует автор?

(холодные глаза)

Как прозвали ее художники? Что обозначает это слово?(Сольвейг)

Согласны вы с этим?

Сольвейг — «солнечный путь»
Вывод: Сравнение оказалось ошибочным - Сольвейг могла взглядом вызвать в чьей-нибудь душе светлый праздник, она отличалась добротой, отзывчивостью, верностью. Настя праздник устраивает, а глаза у нее холодные. А ведь они — зеркало души, значит, и душа у нее холодная.

Что Настя сделала с письмом матери, когда его получила?

(Положила в сумочку нераспечатанным, подумав, что, раз письмо пришло, мать жива).

А когда Настя получила телеграмму, почему не открыла старому художнику правду? (Она даже не поняла, о какой Кате идет речь. Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она наслаждается похвалой, у нее умирает мать. Неприятное чувство это нарушило ее планы.)

О чем предупреждает Тихон Манюшку?

(«За добро плати добром, не будь пустельгой»)

Можно ли употребить слово «пустельга» к Насте?

«1. Пустельга — хищная птица семейства соколиных. 2. Легкомысленный, пустой человек (разг. Неодобр.»
Вывод: Да, такая жизнь, когда приходится лгать себе и другим, когда, заботясь о многих, не замечаешь, как плохо самому близкому тебе человеку, и оправдываешь слепоту души ложью — такая жизнь ненормальна, она фальшива, беспокойна. Но когда-нибудь приходит прозрение.

- Приходит оно и к Насте. С чего оно началось?

(Взгляд Гоголя, укоризненный и честный, сверлил ее).

Почему именно Гоголь?
Вывод: Гоголь — сатирик, который обладал, по мнению Пушкина, удивительной способностью сразу угадывать человека. («А письмо-то в сумочке нераспечатанное, — казалось, говорили сверлящие глаза Гоголя, — эх ты, сорока!»)
- И автор, и великий сатирик видят Настю изнутри: доброта ее ненастоящая, показная. Настя совершила предательство. Оценку ее поступку дает Гоголь: «Эх ты!»

Что стоит за этим «Эх ты»? (Презрение, укоризна)

Учитель: Паустовский постоянно развивает эту мысль. Настя получает телеграмму. Для нас важна реакция. Казалось, надо кричать, плакать, бежать, что-то делать. А Настя?

Можно ли сказать, что душа Насти очерствела не до конца?

(Да, иначе бы она не почувствовала смутные укоры и сверлящий взгляд Гоголя не ощутила бы.)

Какой мы видим Настю после смерти матери? Она изменилась?

(Да, Настя изменилась, она совсем другая. Но уже поздно: мать умерла и похоронен посторонними людьми, односельчанами. Дочь не успела увидеть мать в последний раз.)

Роль эпилога

(Звучит отрывок из радиоспектакля - эпилог)

Как вы думаете, эта часть важна? Докажите.

Вывод: Холод души растоплен слезами боли и раскаяния. Настя в переводе с греческого — «воскресшая». Наверное, недаром это имя дал своей героине Паустовский. Только мать смогла бы облегчить ее страдания. В народе всегда отмечалась особенная любовь матери к детям.

Что такое зарубки?

(Это след в душе, чаще всего болезненный, неизгладимый.)

- Как вы думаете, остались ли зарубки в душе а Насти? Почему?

-Мыслительные операции.
-Выдвигают гипотезы и обосновывают их.
-Поиск и выделение необходимой информации.
-Установление причинно – следственных связей.
Консультант напоминает значение литературных терминов.
Подбирают эпитеты-синонимы

(пожилая, одинокая, вечная, добрая)

Слушают текст, совершают мыслительные операции.

Индивидуальное сообщение (опережающее задание)

Ученица читает отрывок из текста:

«Шла она медленно, ощупью. От холодного воздуха разболелась голова. Позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю. Палые листья мешали идти… Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клён. Его она посадила давно, ещё девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи.»

Слушают индивидуальное сообщение товарища, отвечают на поставленный вопрос.

Закрывают глаза, расслабляются, слушают отрывок из радиоспектакля учителя, реагируют, выражают эмоции.

Слушают сообщение товарища, смотрят картины художника, делают выводы.

Слушают сообщение товарища, делают выводы.

Слушают сообщение товарища, делают выводы.

Учащиеся совершают мыслительные операции, отвечают на вопросы учителя, пользуясь текстом произведения.

Работа со словарём

Работа со словарём

«1. Пустельга — хищная птица семейства соколиных. 2. Легкомысленный, пустой человек (разг. Неодобр.»

Учащиеся совершают мыслительные операции, отвечают на вопросы учителя, пользуясь текстом произведения.

Работа со словарём


Систематизация знания об общих закономерностях изображения художественного образа в произведении.
Умелое пользование знаниями о художественно-

изобразительных средствах языка.

Правильное понимание значения образа Екатерины Ивановны.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.


Формулировка выводов.
Умение работать с текстом.

Умение видеть прекрасное.


Личностные УУД:

- формулировать и аргументировать собственное мнение;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- осуществлять самоконтроль.
Познавательные УУД:

- проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделировать процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку;

- выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формулировать и аргументировать свое мнение и позицию;

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
  1   2

Похожие:

Урок размышление по рассказу К. Г. Паустовского \"Телеграмма\" icon Урок на тему: «Наша Земля- магнит»
Этот урок урок над темой, урок мировоззренческий, урок философский. Я убеждена в том, что знания о среде своего обитания каждый образованный...
Урок размышление по рассказу К. Г. Паустовского \"Телеграмма\" icon Урок Типы ясновидения Урок Тренинг по развитию ясновидения
Урок Простейшие способы задать вопрос и получить ответ из Информационного поля
Урок размышление по рассказу К. Г. Паустовского \"Телеграмма\" icon Урок по фгос: отличия и особенности Современный урок урок по фгос...
Педагог не только признает право учащегося на собственное суждение, но и заинтересован в нем
Урок размышление по рассказу К. Г. Паустовского \"Телеграмма\" icon Урок; limb
Корум получает урок и теряет руку; to learn — учиться, узнавать; to learn a lesson /from/ — извлекать урок; limb — конечность
Урок размышление по рассказу К. Г. Паустовского \"Телеграмма\" icon Урок; limb
Корум получает урок и теряет руку; to learn — учиться, узнавать; to learn a lesson /from/ — извлекать урок; limb — конечность
Урок размышление по рассказу К. Г. Паустовского \"Телеграмма\" icon Урок по теме «Белки»
Это урок изучения нового материала, форма его проведения семинар. Урок проводят учителя химии и биологии. В качестве девиза взяты...
Урок размышление по рассказу К. Г. Паустовского \"Телеграмма\" icon Урок по теме: «Литература оттепели»
Урок предназначен для 11 класса социально-гуманитарного профиля
Урок размышление по рассказу К. Г. Паустовского \"Телеграмма\" icon Конспект урока литературного чтения в 4 классе Составила
Устное составление характеристики литературного героя на примере образа Ваньки по рассказу А. П. Чехова «Ванька»
Урок размышление по рассказу К. Г. Паустовского \"Телеграмма\" icon Урок-исследование в 9 классе по теме «Алюминий и его соединения»
Урок такого типа является иллюстрацией педагогического опыта Евстигнеевой Людмилы Валентиновны по формированию навыков научного исследования...
Урок размышление по рассказу К. Г. Паустовского \"Телеграмма\" icon Урок Искушения Иисуса Христа в пустыне предыдущий урок «Иоанн Креститель. Крещение Господне»
Объясните буквальный смысл и исполнение пророчества: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Ис. 40,3)
Урок размышление по рассказу К. Г. Паустовского \"Телеграмма\" icon Урок: 35,36. Класс: 8б дата: Тема: Кислоты. Состав и свойства. Урок-путешествие
Цель: сформировать у учащихся представление о кислотах (составе, классификации, представителях), продолжить работу по развитию умения...
Урок размышление по рассказу К. Г. Паустовского \"Телеграмма\" icon Уроки Белякова И. В. Обобщающий урок по теме: «рельеф и недра»
Интегрированный урок по истории России и литературе в 8 классе. Интегрированная контрольная работа по теме: Сравнение содержания...
Урок размышление по рассказу К. Г. Паустовского \"Телеграмма\" icon Урок технологии 4 класс. Тема : Обувная фабрика. Модель детской летней обуви (урок 2)
Ребята, с каким промышленным предприятием мы познакомились на прошлом уроке? -обувная фабрика
Урок размышление по рассказу К. Г. Паустовского \"Телеграмма\" icon По рассказу М. П. Чеховой
«aurevoir» en croisant sa secrétaire. Elle avait répondu : «Je vous souhaite un bon voyage», par politesse, elle savait bien qu'il...
Урок размышление по рассказу К. Г. Паустовского \"Телеграмма\" icon Учитель русского языка и литературы
Урок проводится с использованием кейсметода и приемов технологии развития критического мышления учащихся. Информационный материал...
Урок размышление по рассказу К. Г. Паустовского \"Телеграмма\" icon Урок или внеклассное мероприятие «что такое выборы?»
Областной конкурс среди учителей общеобразовательных учреждений на лучший урок или внеклассное мероприятие

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск