Философия


Скачать 3.88 Mb.
Название Философия
страница 1/26
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26
СОДЕРЖАНИЕ


ФИЛОСОФИЯ

Царев Б.В.

Об активации интереса студентов к вопросам философской пропедевтики





Андронова И.О.

СЕМАНТИКА КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ДЕКОРАЦИЙ РУССКОГО ИНТЕРЬЕРА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА: ПЕТЕБУРГ, МОСКВА, САМАРА





Пантыкина М.И.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КАК НЕКЛАССИЧЕСКАЯ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА





ИСТОРИЯ

Безгина О.А.


К проблеме возникновения сельской кредитной кооперации в России

Вещева О.Н.


Письма крестьян самарской губернии в редакцию «Крестьянской газеты» как исторический источник


Рогожникова Н.Е.

Развитие системы общественного питания и торговли на промышленных предприятиях города Тольятти в 1970–80 гг.





Здерева Г.В.

Коллективизация в Ставропольском районе





Адаевская Т.И.

Ямашев В.М.


Динамика численности и сферы занятости населения Тольятти в 1950–2009 годах




СОЦИОЛОГИЯ

Желнина Е.В.

Социально-культурная значимость профессиональной подготовки персонала компании




Иванова Т.Н.


Социологические предпосылки проектирования системы координации действий образовательных

учреждений и предприятий по профессиональной ориентации молодежи





Скрипачева И.А.

Создание условий для организации досуга населения в городском округе Тольятти





Цветкова И.В.


Социологические критерии социальной активности молодежи




ПСИХОЛОГИЯ

Якунин В.Е.

Колосов К.А.

Иванова В.Е.


Культуроцентрический подход к формированию психологического здоровья старшеклассников




Иванов Е.Н.

Психолого-педагогические условия военно-патриотического воспитания курсантов военных вузов





Николаева С.Ю.

Этнопсихологические особенности индивидуальности как научная проблема психологии





ФИЛОЛОГИЯ

Андреюшкина Т.Н.

Роль эмиграции в творчестве немецких поэтесс XX века (Э. Ласкер-Шюлер, М. Калеко, Н. Закс, Р. Ауслендер, Х. Домин)




Каменская О.Г.

Мустафина Э.К.

Комплексный анализ древнерусского текста: проблемы, принципы, методы





Прокофьева Л.П.

К вопросу о предмете и материале экспериментального исследования звуко-цветовой ассоциативности





Крамарь О.К.

Оппозиция бывшее/сущее в письмах М. Цветаевой

к В.Н. Бунино






Тюркин Б.В.

Сценичность как основа драматического текста





ЛИНГВИСТИКА И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Анохина С.П.

Реализация категории субъекта в объявлениях о знакомствах





Горбунов Е.Ю.

Тезаурусное моделирование терминологии грамматических категорий числа и рода-пола

в предметной области «Английская морфология»





Князева А.А.

Прагматическое воздействие и цель прогностических текстов





Косс Е.В.

Особенности перевода на русский язык имен собственных в произведении Дж. К. Джерома

«Трое в лодке (не считая собаки)»





ЖУРНАЛИСТИКА

Щелокова Е.Ф.

Практикум «Техника публичной речи»

для студентов юридических специальностей





Щербакова Г.И.

Изучение читательской аудитории

как научная проблема





Крайнова Н.В.

Специфика современного путевого паломнического очерка





ОТЧЕТЫ И РЕЦЕНЗИИ

Каменская О.Г.


А.Р. ГабидуллинА «Учебно-педагогический дискурс» : монографиЯ




Тараносова Г.Н.

Л.А. Сомова «Структура коммуникации на учебных занятиях по литературе» : монография





Ольховиков К.М.

Актуальность права: философский взгляд.

М.И. Пантыкина. Феноменологическая методология: опыт исследования права





НАШИ АВТОРЫ





ФИЛОСОФИЯ



УДК 1(091):378.147
ОБ АКТИВИЗАЦИИ ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ

К ВОПРОСАМ ФИЛОСОФСКОЙ ПРОПЕДЕВТИКИ
Б.В. Царев
В статье рассмотрены некоторые пути повышения интереса студентов к философской отрасли знания. Особое внимание уделено обучению формулировке предельно общих вопросов, доходящих до метафизических, на основе анализа конкретных ситуаций в инженерной и управленческой деятельности.
Положение с преподаванием курса философии в современных вузах редко обсуждается на страницах солидной педагогической и философской прессы. Правда, иногда и здесь, а также на вузовских совещаниях и конференциях, раздаются возгласы о большом неблагополучии в этой области, а о почти полном равнодушии нынешних студентов (особенно обучающихся на коммерческой основе) к мировоззренческой проблематике, к раскрытию путей выхода из духовного вакуума потребительско-гедонистической цивилизации, к идеологическим и партийным дискуссиям. Многое неясно и самим преподавателям в отношении учета реалий жизни современной постперестроечной молодежи, специфики ее интересов, в отношении соединения академического учебного материала с масскультом и телевизионно-интернетовской сериально-развлекательной продукцией, что, разумеется, не лучшим образом воздействует на весь учебный процесс, на психологическое состояние неопытных и даже опытных преподавателей, на студенческую аудиторию. Негативную роль играет и категорическое нежелание российских политических лидеров и высших чиновников обсуждать вопросы развития страны и отдельных сфер общественной жизни на высоком философско-социологическом и гносеологическом уровне; профессионалы – философы же (даже видные) – крайне редкие гости в важнейших СМИ даже при обсуждении актуальных социокультурных, этических вопросов, неизбежно переходящих на метафизический уровень их осмысления. Много неясного и в отношении увязывания учебного материала с идеологическо-партийными дискуссиями наших дней.

Все это говорит, как представляется, о необходимости формирования еще одной частной философской дисциплины – философии преподавания философии, поскольку в сложившейся ситуации явно требуется выход в существенных масштабах за пределы методическо-дидактической тематики. Значительное место в этой отрасли знания должна занимать, конечно, и теория создания учебников по общей философии и отдельным философским дисциплинам. Начало этому, можно считать, положено известным отечественным автором многих учебников и пособий по общей философии и ее отдельным разделам профессором В.А. Канке, выпустившим в 2007 году книгу по общей теории учебника (поместив сюда и конкретные 100 рекомендаций авторам учебников и учебных пособий), базируясь во многом на своем личном опыте в данной области [1].

Производство разнообразных учебников и учебных пособий по философии вообще в наше время, пожалуй, одна из самых процветающих отраслей отечественной экономики: курсы лекций, готовые ответы на экзаменационные вопросы, шпаргалки и тому подобное сыплются как из рога изобилия и присутствуют в большом количестве на полках почти всех книжных магазинов. Выпушено даже пособие для желающих лишь притвориться знатоком философии в интеллектуальном обществе [2].

За последние годы в учебной литературе немало сделано по линии объективного раскрытия достоинств и слабых пунктов влиятельных философских направлений и течений, по осмыслению важных аспектов социально-исторической жизни, теории познания, глобалистики и антропологии, различных функций философского теоретизирования. К сожалению, мимо внимания авторов такой литературы проходит ряд вопросов философской пропедевтики (круга вопросов, связанного с определением предмета и функций философского знания и специфики философских проблем), особо актуальный для преподавателей на нынешнем историческом этапе и заключающийся прежде всего в активизации интереса учащихся к самому предмету философии, ее значению для осмысления и решения многообразных общественных и личностно-индивидуальных проблем. В конечном счете это не лучшим образом отражается и на представлениях студентов относительно важности специфики и реальных возможностей теоретической философии в решении назревших практических задач больших и малых коллективов, организации и предприятий. Снова встает вопрос – как победить равнодушие учащихся, особенно не гуманитарных специальностей, к этой отрасли знания.

В деле повышения интереса студентов к философскому знанию, преодоления их мировоззренческо-ориентационной пассивности, равнодушия, по-видимому, необходимо учитывать и преподавателям и авторам учебников такие важные реалии современного состояния общественного сознания (и прежде всего преобладающей части отечественной и западной молодежи), как конец эпохи так называемых больших идеологий, эпохи острейших дискуссий относительно достоинств различных социально-экономических и политических систем, вытекающая отсюда деполитизация молодежи, ее слабый интерес к партийным структурам, преобладание в молодежных кругах социал-дарвинистской мифологии, прагматическо-меркантилистский подход к жизни. Нужно учитывать и фронтальное воздействие компьютерных технологий и сети Интернет, производящих виртуальную реальность, что «ведет к формированию и распространению специфического типа умонастроения и мироощущения, к становлению виртуальной картины мира и соответствующей ей методологии исследования» [3]. Это становится устойчивой тенденцией, как бы доминантой современного общественно-исторического процесса, важным фактором динамики общественной жизни. В конечном счете и в самой философии XX века (пусть и не всегда резко) проявляются в немалой степени эти черты и тенденции. В.А. Канке отмечает, что «главное революционное событие XX века представляет собой случившийся в ней прагматический поворот» [4]. И данный поворот характерен не только для философии, но и для всей культуры, в том числе и науки, XX столетия. В пропедевтических экскурсах новейших учебников подчеркивается, что философия « исследует предельные основания практической деятельности человека, вырабатывает некую общую систему норм данной деятельности, ее параметры и ограничения» [5]. В учебнике, выпущенном под редакцией Э.Ф. Караваева и Ю.М. Шилкова, пишется, что «в прагматическом смысле слова, если человек хочет стать личностью, предпочесть свободу в своем нравственном выборе, распоряжаться собственными страстями и влечениями, принимать и претворять в жизнь рациональные, эффективные и оптимальные решения, он может обратиться к философии» [6].

Конечно, прагматическо-меркантилистские тенденции в общественном сознании и культуре формируют негативное отношение к метафизическому или близким ему уровням мышления, а это отрицательно сказывается на общем состоянии социума. Студентов в наши дни весьма затруднительно убеждать в правильности того вывода, что если в процессе развития умаляется или даже игнорируется его духовно-культурный компонент, разбухают материально-потребительские элементы, то это неизбежно ведет к упадку общества, что великие империи уходили в небытие не столько в результате финансово-экономических катаклизмов, а прежде всего вследствие культурной деградации, нравственного кризиса и упадка [7]. Впрочем, некоторые авторы учебников находят новые нюансы и акценты в выдвижении центрального положения философского знания в противодействии процессам духовно-культурного распада. В учебнике В.А. Канке подчеркивается, что «философия – это обостренно совестливое отношение человека к окружающему его миру», что «философия – это такая любовь к мудрости, которая заставляет человека в его обостренно совестливом отношении к окружающему миру вести поиск и находить ответы на главные вопросы своего бытия» [8].

Одним из оптимальных возможных средств приобщения технократически-прагматично настроенного студенчества к философской культуре, к философской теории является практика формулировки все более общих вопросов, доходящих в конечном счете до метафизических, применительно к конкретным ситуациям в инженерной или менеджерско-управленческой сферах деятельности. Отсутствие примеров своего рода тренировки по формулировке такого рода вопросов – один из существенных недостатков содержания учебной литературы по философии. Студентам инженерных, экономических специальностей для этого может быть представлена ситуация разработки какой-либо фирмой новой, экономически очень выгодной технологии, которую, скажем, правозащитники, экологи, региональные и федеральные чиновники упрекают в чрезмерной рискогенности, в большом количестве возможных жертв среди работников завода, в отрицательных долгосрочных последствиях. Если фирм, разработавших новые, экономически выгодные технологии в разнообразных отраслях производства, становится много, то волей-неволей приходится обращаться к проблеме определения достоверности, основательности представлений, мнений о допустимой степени технологической рискогенности. В такого рода ситуациях возникают предельно общие вопросы, до формулировки которых студенты могут доходить сами: что есть риск вообще? Каковы основные критерии рискогенности вообще? Какова цена человеческой жизни, т. е. какие масштабы человеческих жертв допустимы ради технического и экономического прогресса и в какой мере здесь может учитываться мировой и отечественный опыт? Каковы реальные возможности человека знать долгосрочные последствия технических и прочих инноваций? В какой мере риск, в отличие от опасности, социальный конструкт, продукт исторически и культурно обусловленной интерпретации? В какой мере рискогенные опасности имманентное свойство научно-технического, социального прогресса?

Перед менеджерами, управленческим корпусом, когда их критикуют за неэффективность управления фирмой, неизбежно встают предельно общие вопросы относительно эффективного определения содержания понятий «управление», «эффективная деятельность», а также относительно общих критериев эффективной деятельности, онтологических, гносеологических, аксиолого-эстетических хитросплетений вокруг данных понятий. Представляется, что это один из необходимых путей решения важнейшей задачи перестройки системы современного образования среднего и высшего уровней – развития системно-холистического мышления, формирования умения понимать широкий (возможно и глобальный) контекст рассматриваемых практическо-ситуационных вопросов. Формирование такого холистического взгляда на мир и свои частные проблемы становится неотложной потребностью современной науки и образовательной сферы [9]. «Думай глобально, чтобы успешно решить свою частную и локальную проблему!» – вот лозунг сегодняшнего дня [10].

Интересной для активизации интереса студентам к вопросам пропедевтики философии была бы, по нашему мнению, постановка вопроса относительно пределов такой рефлексии в условиях цейтнотного принятия решений, относительно гамлетовского вывода:

Так трусами нас делает раздумье,

И так решимости природный цвет

Хиреет под налетом мысли бледной

И начинанья, вознесшиеся мощно, сворачивая в сторону свой ход,

Теряют имя действия.
Следовательно, перед преподавателями и авторами учебников по курсу философии стоят задачи более внимательного учета прагматическо-технократических умонастроений в студенческой среде, и должна быть проведена соответствующая работа по привитию уважения к философско-теоретическому уровню мышления и философскому осмыслению текущих производственно-управленческих и социально- политических проблем.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Похожие:

Философия icon Темы Философия Духовная философия + Рационализм. Современные наука и техника
Последние научные достижения. + Технические усовершенствования. + «Безумные» идеи. + Альтернативная наука + Нетрадиционная наука...
Философия icon Философия
К 856 Философия : учебник для студентов технических вузов / В. В. Крюков. – 3-е изд., авторизованное, испр и доп. – Новосибирск:...
Философия icon Философия
К 856 Философия : учебник для студентов технических вузов / В. В. Крюков. – 3-е изд., авторизованное, испр и доп. – Новосибирск:...
Философия icon Литература: поэтика и нравственная философия краснодар 2010 удк 82....
Кубанского государственного университета. Адресуется профессиональным и стихийным гуманитариям, видящим в словесности силу, созидающую...
Философия icon Философия жизни исповедимый путь к богочеловечности
Философия жизни новая работа философа, поэта, биоэнерготерапевта Анатолия Васильевича Мартынова, известного широкому кругу людей...
Философия icon Политика и философия в жизни и творчестве сенеки
Санкт-петербургский государственный университет политика и философия в жизни и творчестве сенеки
Философия icon Индийская философия том первый

Философия icon Гегель Г. В. Ф. Философия права. Пер с нем.: Ред и сост. Д. А. Керимов...
Гегель Г. В. Ф. Философия права. Пер с нем.: Ред и сост. Д. А. Керимов и В. С. Нерсесянц; Авт вступ ст и примеч. В. С. Нерсесянц.—...
Философия icon Закону Божьему
Огненная Библия, Антикризисная Философия Алхимии Трансгуманизма 21 Золотого века
Философия icon 1. Прогpaмный документ Философия сестринского дела был принят в России: а Москве, 1991 год
Прогpaмный документ Философия сестринского дела был принят в России: а Москве, 1991 год
Философия icon Mastersound Evo
Наша философия абсолютно проста: производить усилители, пробуждающие невероятные эмоции у меломанов
Философия icon Mastersound Dueundici
Наша философия абсолютно проста: производить усилители, пробуждающие невероятные эмоции у меломанов
Философия icon П. Г. Воронцов философия духа-души-тела
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Философия icon Место научно-исследовательской работы в структуре образовательной программы
Современные проблемы прикладной математики и информатики", " Современная философия и методология науки"
Философия icon 1 Бытие социального 12 Контрольные вопросы 14
Философия: в 2 ч. Ч. II. Современный курс философии / Под ред. Л. С. Сысоевой, А. А. Степанова. – Томск: Издательство Томского государственного...
Философия icon Методика анализа программ подготовлено Всемирным банком для Высшей школы экономики
Основные авторы: Владимир Бриллер, д н. (Образование) и Юджин Пьер Диисс, д н. (Философия)

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск