Санкт-Петербургский государственный университет
Направление подготовки «Социология»
Игра как объект антропологического анализа
Выпускная квалификационная работа
студента II курса магистратуры,
очной формы обучения
Комаровой Алены Игоревны
Научный руководитель:
профессор, доктор социологических наук,
Куропятник Александр Иванович
Санкт-Петербург
2017 год
Оглавление
Выпускная квалификационная работа 1
Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Игра как социокультурный феномен 7
1.1. Социологический аспект изучения игры 7
1.2. Культурологический аспект изучения игры 15
1.3. Антропологический аспект изучения игры 23
1.4. Классификация игр 29
Глава 2. Эмпирическое исследование 37
2.1. Методология исследования 37
2.2. Функции и сферы влияния игры 38
2.3. Типология игры 49
2.4. Выводы 54
Заключение 58
Библиография. 60
Приложения 64
Приложение 1. Полевой дневник. 64
Приложение 2. Гайд полуструктурированного интервью 68
Приложение 3. Гайд экспертного интервью 70
Приложение 4. Полуструктурированное интервью 72
Приложение 5. Экспертное интервью 77
Введение
Магистерская диссертация посвящена изучению игры как формы социальной интеграции, в частности, включению индивида в общество, в профессиональную сферу, а также в разные социальные и культурные контексты коммуникации. В социальных науках тема игры уже более ста лет является одной из наиболее приоритетных. В настоящей работе рассматривается также вклад в эту тему современных научных исследований. В первую очередь в рамках социологии и социальной антропологии. Специфика социально-антропологического понимания игры, колоссальные сравнительные материалы, которыми располагают социология и социальная антропология, лежат в основе современного интереса социальных наук к проблеме игры, изучения игрового поведения. В этой связи в диссертации рассматриваются основные социологические и социально-антропологические теоретические подходы к изучению игры как культурного и социального явления. Кроме того, анализируются философский, педагогический, психологический, исторический подходы к этой теме, а также междисциплинарный подход. Главным ракурсом в рамках данной диссертации будет рассмотрение игры, как актуального поле социологии, антропологии и культурологии. Несмотря на сложившийся высокий уровень интереса к этому явлению у большого количества наук, представление о роли игры в повседневной жизни изучено недостаточно. В частности, слабо изучено влияние игры на формирование личности, на её вовлечённость в жизнь общества, формировании ответственности за принятие решений в тех или иных ситуациях. Последние не всегда трактуются как игровые и не обыграны в игровых практиках.
Важно подчеркнуть, что само понимание «игр» весьма размыто. Поэтому в данной диссертации игра рассматривается как важный аспект понимания и артикуляции различных сфер общества, а также развивающихся на их основе социальных практик. Все это делает работу по изучению игры особенно актуальной.
Игра – феномен уникальный, разносторонний и подвижный, процессы изменения содержания игр происходят очень быстро. Соглашаясь с такой точкой зрения, можно говорить о процессуальности игры, поскольку меняется общество, меняются люди, социальные ситуации приобретают новые контуры и смыслы, новые задачи. Исходя из этого, необходимо постоянное переопределение игры как социокультурного феномена. В этой связи возникает необходимость сущностного определения игры. На данный момент чёткого определения игры в обществе и гуманитарных науках не существует – это понятие достаточно абстрактно, как и нет единственного принятого подхода к тому, как и почему игра появилась в обществе. Наиболее известными учеными, посвятившими значительную часть своего научного наследия изучению игры как социокультурного феномена, являются: Й. Хёйзинга, Х. Ортега-и-Гассет и А. ванн Генеп, рассматривавшие игру как особое пространство бытия культуры; Дж. Мид, Э. Берн и И. Гофман, писавшие о данном феномене как инструменте социализации и способе коммуникации. У исследователей психологии детства Д.Б. Эльконина, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского речь шла о духовном развитии ребёнка посредством игры; Р. Кайуа, М.Н. Эпштейн предметом своих исследований явили игру как цель людского существования. Нельзя не упомянуть и З. Фрейда с его теорией игр как творчества и реализации влечений; К. Гирца, писавшего о выражении посредством неё культурного опыта; В. Вундта и Г.В. Плеханова, писавших о связи труда и игры; О. Финка и его понимания игры как способа очеловечивания. Как упражнение в самовоспитании данный феномен представлен у К. Гросса; о компенсации нерастраченных сил в процессе игры писал Г. Спенсер; игра с её эстетической функцией рассматривалась Платоном, Ф. Шиллером, Ж. Бодрийаром и Ж.-Ф. Лиотаром с их идеями постмодернизма. Сейчас много работ направлено на изучение изменения игровых форм, процесса «играизации», признающихся многими учеными характерной чертой общества потребления (Ж. Бодрийяр) и вмешательством игрового процесса во все сферы человеческой жизни, интересно посмотреть на игры с точки зрения потребностей, и того, как она помогает человеку в освоении различных сфер реальности. Объектом изучения в данной работе выступает игра как социокультурный феномен. Предметом – влияние данного феномена на повседневную жизнь индивида, его интеграцию в общество. Исследовательские гипотезы:
включение в игровые процессы, и их отдельные структурные элементы, оказывают влияние на индивида, независимо от его возраста.
игра выступает ресурсом для создания внегрупповых и поддержания внутрегрупповых связей, способом общения и идентификации себя с окружающим миром.
одна из важнейших функций игры – компенсаторная. Она может выступать в качестве инструмента ресоциализации человека (вовлечённость в игру происходит у тех, кто до этого не стремился к ней и не включался в неё). Также игра может выступать как компенсация неудач (любое социальное взаимодействие лучше его отсутствия), и в качестве альтернативы существующему общественному порядку.
В связи с этим целью данной работы является изучение влияния включённости в игровые процессы на повседневную жизнь индивида, его жизненные стратегии. Достижение поставленной цели требовало решения следующих задач:
Рассмотрения функций, которые имеет игра.
Определения сфер человеческой жизни, на которые процессы игры оказывают наибольшее влияние.
Формирования систематического представления об игре как социокультурном феномене, особенностях социологического, антропологического и культурологического подходах к его изучению.
Во введении к данной работе рассмотрена актуальность и новизна исследования, обозначена поставленная цель, сформулированы решаемые задачи. Первая глава посвящена теоретическим основаниям изучения игры в качестве социокультурного феномена; вторая – посвящена существующим типологиям игр. Третья глава концентрирует в себе эмпирические материалы, собранные в период с 2016 по май 2017 года, в сочетании с анализом, полученных данных. В заключении диссертации сформулированы общие выводы по результатам проведённой работы.
|