Скачать 1.26 Mb.
|
Федеральное агентство по образованию Мурманский государственный педагогический университет ПЕДАГОГИКА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГООБЩЕНИЯ Мурманск 2005 УДК 37.0(075.8) ББК 74.200я73 П24 Печатается по решению редакционно-издательского совета Мурманского государственного педагогического университета Рецензенты: Д.Г. Левитес, доктор педагогических наук, профессор В.В. Сапрыкин, кандидат педагогических наук, доцент Автор-составитель: А.Н. Саврасова, ст. преподаватель кафедры педагогического проектирования и образовательных технологий (МГПУ) Педагогика межнационального общения: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. А.Н. Саврасова. – Мурманск: МГПУ, 2005. – 71 с. В пособии представлены материалы для освоения основных вопросов педагогики межнационального общения. Включенные тексты сопровождаются вопросами для анализа и определения собственной позиции читателя, методическими рекомендациями и творческими заданиями. Пособие адресовано педагогам, будущим учителям, а также всем, заинтересованным проблемами межнационального общения. Печатается в авторской редакции. ISBN 5-8847-710-2 © Мурманский государственный педагогический университет (МГПУ), 2005 Уважаемый читатель! Автор надеется, что предлагаемое пособие поможет вам в изучении педагогики межнационального общения. Педагогика межнационального общения как обязательная вузовская учебная дисциплина сохранена в федеральном компоненте государственных образовательных стандартов высшего педагогического образования второго поколения. Как показывает опыт, преподавание данного курса формирует у студентов чувство и сознание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Будущие учителя вовлекаются в процесс воспитания школьников в духе патриотизма и дружбы народов, они организуют разъяснительную работу с населением об огромном значении обеспечения единства и целостности Российской Федерации. Целью изучения дисциплины является овладение основами теории воспитания культуры межнационального общения (воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости). Следовательно, основное назначение данного курса заключается в том, чтобы в процессе теоретического анализа и синтеза студентами были интегрированы и освоены научные положения ряда наук (философии, социологии, социальной психологии, этнологии, права) о социализации и формировании личности, межличностных, межнациональных и межъязыковых отношениях, морально-этических и межконфессиональных отношениях. Практически объектом изучения становится, во-первых, межэтническая социализация как вхождение индивида в систему отношений народов мира, своей страны, родной республики, региона, усвоение им влияния межнациональных и межконфессиональных отношений различных уровней; как вовлечение личности в жизнь коллектива, целью которого является укрепление федеративного государства, отношений граждан разных наций и конфессий. Во-вторых, этническая социализация как воздействие менталитета этноса на человека, приобщение его к истории, культуре, родному языку, традициям своего народа, в процессе которого им осознается своя национальная принадлежность. Содержание данного курса носит некоторые особенности, среди которых необходимо выделить следующие положения. Во-первых, интерпретация сущности процесса воспитания культуры межнационального общения, толерантности и гражданского согласия народов федерации не ограничивается традиционным педагогическим подходом, а вскрывает глубинные, в том числе психологические «механизмы», характер формирования чувств, сознания и самосознания личности. Во-вторых, изучение проблемного поля направлено на определение оптимальных путей и средств педагогического регулирования процесса межэтнической социализации, преодоления и профилактики экстремистских тенденций и проявлений в соответствии с общей целью воспитания культуры межнационального общения, патриотизма и дружбы народов, сопряженной с социальными и духовными потребностями многонационального российского общества. Предлагаемое вашему вниманию пособие имеет ряд особенностей. Пособие построено в форме лаконичного изложения отдельных аспектов проблем воспитания культуры межнационального общения с целью стимулировать читателя к самостоятельным размышлениям, а также дать возможность читателю на основе прочтения сравнительно краткого текста обобщить информацию, полученную из рекомендованных источников. Каждая тема, как основная структурная единица пособия, включает список основой и дополнительной литературы, ведущие понятия, а также проблемно-аналитические материалы: тексты призваны раскрывать и комментировать тезисы основной части пособия; служат основой для анализа и осмысления тематической информации как в рамках самостоятельной работы, так и на практических занятиях. Выбор текстов обусловлен желанием познакомить с труднодоступными материалами и, по мере возможности, представить разные авторские подходы, побуждая читателя к самостоятельному выбору и определению собственной позиции. В содержание заданий для самостоятельной работы включены как вопросы на воспроизведение основных положений темы, так и творческие работы (составление кроссвордов, др.), направленные на формирование умений применять полученные знания на практике и использовать их в новых ситуациях. С целью создания условий для обобщения материала в содержание тем включены схемы и таблицы. Для усиления активности восприятия и осмысления изучаемого материала в тексте использованы особые структуры («факты», «задания для обсуждения», «методическая копилка», «темы для углубленного исследования» и др.), выделенные графически и цветом. В раздел «Методическая копилка» включены материалы, ориентирующие студентов в способах работы с текстами, а также знакомящие их с возможными организационными формами изучения тем со школьниками. Для усиления развивающей функции каждая тема завершается тестовыми заданиями и вопросами рефлексивного характера. Автор выражает искреннюю признательность коллегам и студентам, ставшими единомышленниками при работе над данным пособием. Тема 1. Предпосылки возникновения и развитияпроблемы межнационального общения в современном мире. При изучении данной темы:
воспитания культуры межнационального общения
изучающими этнические и межэтнические феномены
«Ведущие жизненно важные потребности развития цивилизации накануне ХХI века:
ФАКТЫ В мире насчитывается около 2 тысяч народов. В результате длительного исторического развития часть из них сложилась в нации, другие представляют собой народности, третьи - группы племён. Численность народов колеблется в широких пределах - от сотен миллионов (китайцы, хиндустанцы, русские, американцы, бенгальцы, японцы) до нескольких сотен или даже десятков человек (андаманцы-минкопии в Индии, тоала в Индонезии, ботокуды в Бразилии, ала-калуфы и ямана в Аргентине и Чили). 56 народов, каждый численностью свыше 10 млн. человек, составляют 76% всего человечества. Подготовьтесь к участию в дебатах*. Предложите тему, тезис и антитезис дебатов по изучаемой теме. Задания для самостоятельного осмысления и обсуждения в группе: Как изменялось значение национальной принадлежности человека в разные исторические эпохи? С какими процессами это связано? Какое значение в развитии современной цивилизации отводят ученые проблемам межнационального общения? Какие современные науки изучают вопросы национальной и межнациональной специфики людей? Охарактеризуйте различия их предметов изучения. Один из сценариев будущего развития цивилизации предполагает формирование Объединенного Человечества. Как вы считаете: будет ли национальность человека играть значение в таком обществе? Обоснуйте свою точку зрения. Интеграционные процессы, происходящие в мировом сообществе, среди прочих вызывают опасения о том, что исчезнет национальное своеобразие культур и народов, что приведет к унификации жизни. Выразите свое отношение по данному вопросу. Основная литература. Гершунский Б.С. Готово ли современное образование ответить на вызовы ХХI века? //Педагогика. – 2001. - № 10 Крысько В.Г. Этническая психология: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002 – 320 с. Дополнительная литература. Беленчук Л.Н. Концепция национального воспитания на рубеже ХIХ-ХХ веков // Педагогика. – 1999. - № 5 Бражник Е.И., Барышников Д.Н. Европейский Союз и Совет Европы: политика в области образования. – СПб.: Информационно-издательское агентство ЛИК, 2002.- 112 с. Лиферов А.П. Основные тенденции интеграционных процессов в мировом образовании // Alma Mater. – 1998. - № 3 Латыпов Д.Н. Социально-педагогические основы формирования этнокультуры молодежи. – Автореф. дисс.на соиск.науч.степ.докт.пед.наук. – СПб., 2001. – 42 с. МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА *ДЕБАТЫ - (от фр. debats) определяются как прения, обмен мнениями на каком-либо заседании, собрании. В отличие от дискуссии, которая представляет собой спор, публичное обсуждение аудиторией какого-нибудь вопроса, дебаты не предполагают открытого столкновения участников, прямого спора, перерастающего иногда в полемику (стремление обязательно переубедить, победить противоположную сторону любыми средствами и путями). В основе дебатов – свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному тематическому тезису. Тезис – это положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из основных идей доклада, выступления, формулируемый в утвердительной форме. Тезис сопровождается формулированием антитезиса. Участники дебатов приводят примеры, факты, аргументируют, логично доказывают, поясняют и т.д. Процедура дебатов не допускает личностных оценок, эмоциональных проявлений. Обсуждается тема, а не отношение к ней участников. Процедура проведения дебатов. Организует и проводит дебаты председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом. Председателю помогает секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление, а также ведет документацию дебатов. Перед дебатами участники занимаю места в определенном порядке: 1) справа от председателя – защитники тезиса (4 человека); 2) слева от председателя – противники тезиса (4 человека); 3) в конце зала посередине – лица, не определившиеся в своей позиции. Каждый оратор должен начинать свое выступление обращением к ведущему дискуссию «Господин Председатель…». Участники дебатов обращаются один к другому, употребляя форму «Господин (Госпожа)». Главные дебаты. Поочередно выступают защитники и противники тезиса. Первым выступает тот, кто защищает тезис и одновременно развивает его. После него выступает главный оратор от оппозиции, который формулирует и защищает антитезис. Далее вторые номера обеих сторон по очереди приводят аргументы в пользу своего тезиса (антитезиса); третьи номера опровергают аргументы соперников; четвертые подытоживают то, что было сказано обеими сторонами во время дебатов. Последним выступает четвертый номер команды, который защищает антитезис. После выступления главных ораторов начинаются дебаты в зале. Каждый имеет право голоса (в том числе и члены команд), выходя к соответствующей трибуне сторонников или противников. Участники на протяжении всего времени дебатов имеют право задавать вопросы или давать информацию. Для этого необходимо встать с места, поднять вверх руку и сказать: «Вопрос» или «Информация». Выступающий имеет право удовлетворить или отклонить желание участника словами «Пожалуйста» или «Нет, спасибо». В первом случае время вопроса и ответа прибавляется ко времени, отведенному на выступление. Выступающий или председатель могут в любой момент остановить участника с вопросом или информацией. В случае отказа участник обязан подчиниться. Все участники должны придерживаться отведенного времени: для первых номеров – 5 минут, вторых-четвертых – 3-4 минуты. Участники дебатов – по 2 минуты. Председатель вправе прервать выступление в случае нарушения процедуры. Выступления продолжаются до того времени, пока не выскажутся все желающие или до соответствующего сигнала председателя. После дебатов проводится голосование, в котором все высказываются в пользу выбранной позиции (можно путем пересадки в соответствующий сектор). При голосовании должен оцениваться не тезис, а аргументы, представленные сторонами1.
ФАКТЫ Большинство стран мира - многонационально. В отдельных странах живёт от нескольких десятков до сотен народов (Россия, Индия, Индонезия, Китай, Пакистан, Иран и др.). Однонациональные страны сравнительно редки (Япония, Корея, Бангладеш, страны Аравийского полуострова, некоторые страны Европы). Многие народы (курды, белуджи, бенгальцы, пенджабцы в Азии, мандинго, эве в Африке и др.) разделены государственными границами и живут в пределах 2 и более государств. ПРОБЛЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ 1. КУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ «Культурные различия могут быть не столь очевидными, как разрез глаз, цвет кожи, форма носа. Они могут носить скрытый, невидимый характер. Тем труднее узнать их и тем вероятней отсутствие взаимопонимания между людьми и возникновение конфликта на культурной почве. Члены иной культуры могут быть неправильно восприняты как грубые, тупые, неуважительные, «с причудами». В 1982 году Ф. Эриксон и Дж. Шульц исследовали, в какой манере школьные психологи дают советы и делают замечания ученикам из разных этнокультурных групп в школах США. В результате они выявили, что дети из неевропейских культурных групп не кивали головой и не произносили «угу» или «ага» в знак согласия, не проявляли никаких эмоций на лице и смотрели прямо в лицо разговаривавшим с ними психологам европейского происхождения. Не встречая привычной для европейца реакции, психологи допустили, что эти школьники не понимают, о чем идет речь, и тогда они стали вновь повторять то же самое, но уже упрощенным языком и замедленным темпом, еще более отчетливо выговаривая слова. И опять не следовало никакой реакции. Психологи вновь повторяли сказанное. Когда Ф. Эриксон и Дж. Шульц интервьюировали этих школьников, то те недоумевали, зачем повторять то, что они уже давно поняли. Их обижало, что с ними разговаривают, как с ненормальными. Психологи же в свою очередь были убеждены, что у этих школьников замедлено интеллектуальное развитие или вовсе отсутствует. Ни психологи, ни ученики в данном случае не отдавали себе отчета в том, что конфликт между ними происходит из-за этнокультурных различий: у многих народов мира принято слушать собеседника, глядя ему в глаза, но не выражая при этом особых эмоций. Когда ученикам рассказали о том, что учителя ожидают от них, а психологам — о том, какова культура слушания у этих детей, то конфликт был разрешен и общение между ними стало более продуктивным. Кроме того, сами дети стали «угукать», а психологи перестали придавать большое значение эмоциональной нейтральности детей. Таким образом, люди различных культурных групп имеют характеристики, которые делают их схожими, создают одну человеческую расу. Однако, попадая или находясь в другой культуре, человек часто обращает внимание прежде всего на различия. Учителю в своей работе необходимо учитывать, что культурные отличия, как уникальная черта каждого человека, перестают бывать источником конфликта, если они рассматриваются в качестве одной из альтернатив человеческого бытия»1. Рефлексия (письменно):
Тема 2. Сущность этнической имежэтнической социализации личности.Этническая культура: понятие, содержание, формирование. При изучении данной темы:
межнациональных отношений на личностном уровне
сознания и самосознания личности
ВЕДУЩИЕ ПОНЯТИЯ ПО ТЕМЕ Социализация личности – процесс вхождения индивида в социальную среду, его овладение умениями и навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реальных отношений в качества личности; процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений. Межэтническая социализация - это вхождение индивида в систему отношений народов мира, своей страны, родной республики, региона, усвоение им влияния межнациональных и межконфессиональных отношений различных уровней; это вовлечение личности в жизнь коллектива, целью которого является укрепление федеративного государства, отношений граждан разных наций и конфессий. Этническая социализация - это воздействие менталитета этноса на человека, приобщение его к истории, культуре, родному языку, традициям своего народа, в процессе которого им осознается своя национальная принадлежность. Этническая социализация формирует национальное самосознание индивида. Национальное самосознание – осознание индивидом своей принадлежности к определенному этносу. Этносоциальная среда - отношения народов и стран этих регионов, под воздействием которых учащиеся вовлекаются в межэтническую социализацию, у них формируются отношения к своему и другим народам, к своей стране и межгосударственному объединению. Этнос – группа, племя, народ – межпоколенная группа людей, объединенная деятельным совместным проживанием на определенной территории, общим языком, культурой и самосознанием. Этническая культура личности – интегральное личностное образование, включающее в себя: необходимые знания о культуре своего народа; этнические культурные потребности; этнические культурные идеалы, традиции, культурные интересы, образовательные способности; эмоциональную отзывчивость к красоте, добру, истине народной культуры. Этнические стереотипы – относительно устойчивые представления о моральных, умственных и физических качествах, присущих представителям различных этнических обществ. Различают автостереотипы (мнения, суждения, оценки, относимые к данной этнической общности ее представителями) и гетеростереотипы (совокупность оценочных суждений о других народах, положительных или отрицательных, в зависимости от исторического опыта взаимодействия этих народов). Национальные чувства – высшие, культурно - обусловленные эмоции человека, связанные с каким-либо национальным явлением. Менталитет – глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий также бессознательное; проявляется в привычках и установках, в навыках восприятия и эмоциональной жизни, в поведении, устойчивых ценностях, наследуемых людьми от прошлых столетий. Этнические традиции – определенные формы коллективного опыта этноса, выраженные в социально-организованных стереотипах и воспроизводимые в целом или в его отдельных значительных частях. Этническая идентичность – осознание индивидом своей национальной уникальности, неповторимости, носителем тех или иных культурных черт. Этноцентризм – система взглядов, в которой жизнь других народов рассматривается сквозь призму традиционных установок и ценностных ориентаций своего этноса, который обычно ставиться выше остальных; иногда оценка может быть низкой. Крайней формой является национализм. Национализм – идеология, политика и социальная практика, сущностью которых является идея национальной исключительности, превосходства социокультурных ценностей своего народа и их принижение у других. Существует в формах открытого нацизма, шовинизма, фашизма. Шовинизм – наиболее экстремистская форма национализма; провозглашение национальной исключительности, противопоставление интересов одного этноса интересам всех других этносов, распространение идей национального превосходства, национальной вражды и ненависти. Расизм – (англ. - racism, нем. - Rassismus) - антинаучные концепции и бытовые представления о генетически обусловленной физической, психической, интеллектуальной неравноценности различных расовых, а также этнических и других социальных групп, в соответствии с которыми человечество подразделяется на «высшие» и «низшие» расы, на «полноценные» и «неполноценные» народы, на благородную «элиту» и «массу» («чернь»), и связанные с такими концепциями идеология, политика и социальная практика; любые формы дискриминации, ксенофобии и ненависти, основанные на культурно-национальных различиях людей. Фашизм - это идеология и практика, утверждающая превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленная на разжигание национальной нетерпимости, обоснование дискриминации в отношении представителей иных народов, отрицание демократии, установление культа вождя, применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия, оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем. Табл. 1. Индикаторы этнической самоидентификации1 (в порядке предпочтительности)
Основная литература. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. – М.: Народное образование, 1999. – С.51-72. Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию. Учебно-методическое пособие для студентов. – М.: Институт практической психологии, 1996. – С. 48-64. Латыпов Д.Н. Социально-педагогические основы формирования этнокультуры молодежи. – Автореф.соиск.уч.степени докт.пед.наук. –СПб., 2001. – 42 с. Матвеева Н.А. Образование этнической культурной личности школьника в педагогическом процессе. – Автореф. на соиск.науч.степени канд.пед.наук. – СПб., 2001. – 12 с. Российская ментальность (материалы «круглого стола») //Вопр. философии. – 1994. - № 1 Дополнительная литература. Авксентьев П.В., Авксентьев В.А. Этнические проблемы и культура межнационального общения. – Ставрополь, 1993 Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. Учебник для вузов. - М.: Аспект пресс, 1998. – 271 с. Жуковский И.В. Этнокультурное образование в многонациональном регионе // Педагогика. – 2001. - № 4 Нации и национальные отношения в современном мире: Словарь-справочник. – Л., 1990. – 214 с. Палаткина Г.В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях // Педагогика. – 2002.- № 5 Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система // Человек. – 1998. - № 1 Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. – Мн.: «Современное слово», 2001. – 928 с. Тадевосян Э.В. Этнонация: Миф или социальная реальность? // Социологические исследования. – 1998. - № 6 ФАКТЫ В ответ на предложение английского короля Георга III установить между обеими нациями торговые связи китайский император Чень Лун ответил: «Наша Небесная империя обладает всем в изобилии и не имеет недостатка в продуктах в пределах своих границ. Поэтому нет необходимости ввозить изделия варваров из-за рубежа в обмен на нашу собственную продукцию. <�…> Для меня не представляют ценности необычные и хитроумные приспособления и Я не нуждаюсь в товарах Вашей страны. Я не забываю об одиночестве и удаленности Вашего острова, отрезанного от остального мира морскими просторами, и не обращаю внимания на простительное незнание обычаев Небесной империи. В связи с этим Я приказал своему министру просветить Вашего посла по этому предмету». Задания для самостоятельного осмысления и обсуждения в группе: На основании источника (Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию. Учебно-методическое пособие для студентов. – М., Институт практической психологии, 1996. – 344 с. - С. 48-64) заполните таблицы 2 и 3: Табл. 2.
Табл. 3.
Зачем человеку знать о своей принадлежности к тому или иному народу, нации? В чем различие между принадлежностью к семье и к народу (национальности)? В какой момент истории и почему национальная принадлежность стала иметь значение в развитии европейской цивилизации? Раскройте содержание этнической культуры личности. Проанализируйте и опишите свою личную этническую культуру. Раскройте роль искусства, языка в развитии этнической культуры. Решите кроссворд «Этническая культура славян» (Приложение 1). ПРОБЛЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 1. «Каждая личность выступает индивидуальным носителем и творцом социально-политических и духовно-нравственных условий функционирования наций, как в историческом прошлом, так и особенно в настоящем. Безнационального человека не бывает. И нет необходимости его искать, так как национальность личности есть одна из фундаментальных форм проявления индивидуальности» (Валеев И.И.). Согласны ли вы с позицией автора? Обоснуйте свое отношение. 2. «…Национальной политикой, которая проводилась в советское время, был нарушен естественный процесс формирования этнического самосознания и функционирования этнических культур в республиках бывшего союза, в том числе в Таджикистане. Это проявилось: - в насильственном выселении народов со своих исконных земель; - в замалчивании и искажении истории народов, их национально-территориального деления; - в ограничении экономических, политических и культурных связей с исламскими странами; - в преследовании традиционных народных культур и огульном отрицании и отчуждении национально-культурных традиций; - в пренебрежительном отношении к религиозным учениям, преследовании религиозных деятелей, принудительной атеизации массового сознания <�…>; - в ограничении и сведении к минимуму преподавания на родном языке и создании однотипной, единообразной по содержанию и по структуре системы образования; - в отказе от национально-культурных учреждений (духовных школ, мечетей, медрессе, чайхан, клубов-мечетей), где обучались верующие, принятии некоторых не свойственных для Таджикистана типов учреждений культуры и досуга <�…>; - в преследовании некоторых неугодных представителей науки, культуры, образования и просвещения; - в снижении количества публикаций национальной литературы и т.п. Следовательно, таджикский народ, как и многие народы бывшего Союза, переживал разрыв связей между поколениями, несколько из которых были воспитаны в отрыве от родного языка, культуры, религии, утратили национальные традиции, духовный опыт и наследие, принадлежащее предкам <�…>1. Подумайте, какова роль образовательных учреждений в сохранении национальной культуры? Какие социальные институты, организации должны выступать социальными партнерами в деле поддержания национального самосознания молодежи? Творческие задания по теме: 2.1. Проанализируйте одно из печатных периодических изданий (газета, журнал) на предмет формирования национальных чувств, национального сознания. Рассмотрите не менее 10 выпусков (номеров) за полный период времени. 2.2. Проанализируйте одно из печатных периодических изданий на предмет наличия стереотипов, слов, утверждений, оценок, ведущих к разжиганию межэтнической ненависти и вражды. Рассмотрите не менее 10 выпусков (номеров) за полный период времени. 2.3. Проанализируйте, какие художественные фильмы современного кинематографа способствуют формированию этнической культуры (россиян, американцев, др.). Разработайте сценарий беседы по выбранному фильму. 2.4. Составьте кроссворд* по теме Этническая культура личности. 2.5. Подберите и оформите к теме наглядность разного вида: высказывания известных людей, публицистические материалы, произведения искусства, творческие задания, кроссворды, загадки и т.д. 2.6. На основе материалов журнала «Вопросы философии», 1994 г., № 1, выделите черты американского и русского менталитета. Соответствуют ли они Вашим представлениям? Составьте соответствующий отзыв. 2.7. Сопоставьте американский стиль жизни с русским. По каким из перечисленных черт вы замечаете сходство или различие? 2.8. Составьте таблицу (схему) своеобразия национально-психологических особенностей своей этнической общности и особенностей их учета в воспитательной деятельности. Воспользуйтесь рекомендованными источниками. МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА *УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЙ КРОССВОРД - методический прием, позволяющий повышать эффективность усвоения понятийно-терминологического ряда определенной науки. Объем и сложность кроссворда ограничивается рамками учебного процесса и поставленными дидактическими целями. Этапы работы по составлению кроссворда: 1. Определение темы кроссворда и подбор понятий, соответствующих данной теме (от 12 до 25 слов), включая фамилии авторов теорий, названия их произведений, термины; 2. Продумывание внешнего рисунка кроссворда (расположение слов); 3. Воплощение на носителе. Помните! Обязательно заполните составленный кроссворд для проверки. Правильные ответы следует приложить дополнительно отдельным списком. ПРОВЕРЬ СЕБЯ Задание 1. Инструкция. Дополите пробелы в определении Гасанова З.Т.: Межэтническая социализация - это вхождение индивида в ………………………….. народов мира, своей страны, родной республики, региона, усвоение им влияния межнациональных и межконфессиональных ……………… различных уровней; это …………… личности в жизнь коллектива, целью которого является ………………… федеративного государства, отношений граждан разных ………………………………... . Задание 2. Инструкция. Назовите компоненты этнической культуры личности: а) знания, этнокультурные потребности, идеалы, интересы, эмоциональная отзывчивость; б) представления, творческая деятельность, религиозность, самосознание; в) обычаи, одежда, традиции, образование; г) язык, обряды, обычаи, привычки, верования. Задание 3. Инструкция. Менталитет – глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий также бессознательное. Определите, в каких явлениях проявляется менталитет: а) в религии; б) в навыках восприятия и эмоциональной жизни; в) в нормах производственной жизни; г) в устойчивых ценностях; д) в моде; е) в поведении; ж) в привычках и установках. Ответ: ……………….. Задание 4. Инструкция. Идеология, политика и социальная практика, сущностью которых является идея национальной исключительности, превосходства социокультурных ценностей своего народа и их принижение у других – определите, это ….: а) этноцентризм; б) шовинизм; в) национализм; г) патриотизм. Задание 5. Инструкция. Заполните пробелы в таблице:
Задание 6. Инструкция. Выберите верное определение этнических стереотипов: а) это любые формы дискриминации, ксенофобии и ненависти, основанные на культурно-национальных различиях людей; б) это относительно устойчивые представления о моральных, умственных и физических качествах, присущих представителям различных этнических обществ; в) это определенные формы коллективного опыта этноса, выраженные в социально-организованных стереотипах и воспроизводимые в целом или в его отдельных значительных частях; г) это система взглядов, в которой жизнь других народов рассматривается сквозь призму традиционных установок и ценностных ориентаций своего этноса, который обычно ставиться выше остальных. Темы исследований:
Рефлексия (письменно):
Тема 3. Педагогический анализ отношений народов мира, их учет в воспитании культуры межнационального общения. При изучении данной темы:
людей и социальных общностей граждан, народов, стран, многонациональных государств
вопросов межнационального общения (США, Франция, Швеция)
в регулировании отношений народов и стран на мировой арене и внутри многонациональных обществ
многонационального коллектива для учета в воспитательной работе
ВЕДУЩИЕ ПОНЯТИЯ ПО ТЕМЕ Правовая культура личности – совокупность правовых знаний, отношения к праву и правового поведения, обуславливающих стремление и умение личности строить свою жизнь в согласии с нормами права. Личная правовая культура включает правовую образованность (знания, взгляды и убеждения), правовую воспитанность (ценностное отношение к закону, правоохранительной деятельности и органам, др.), правовую обученность (знание законов и норм, навыки правового поведения, обеспечения безопасности и пр.), правовую развитость (склонность к ориентиру на правовые нормы). Национальные отношения - это совокупность экономических, политических, культурных, языковых, психологических, нравственных связей и взаимоотношений между народами, государствами, расами. Межнациональное общение выступает как форма реализации межнациональных отношений на личностном уровне, их личностно-психологическая конкретизация. Аккультурация - 1) Адаптация индивидов или групп к какой-либо культуре; 2) Взаимное влияние сильно отличающихся и (обычно) соседствующих культур; 3) Изменение культуры одного народа - более слабого в политическом и экономическом отношениях - под воздействием другого, более сильного. Ассимиляция (от лат. assimilatio - подражание, уподобление, сходство) - этническая, частичная или полная утрата культуры в пользу другой, обычно доминирующей культуры, включая и смену этнической идентичности. Интеграция межэтническая (от лат. integratio - восстановление, возобновление) - форма тесных взаимодействий контактирующих этнических общностей на основе совместного или раздельного использования ресурсов. |
Программа психолого-педагогической помощи «Контакт+» По материалам сборника по воспитанию толерантности и культуры межнационального общения, предназначенного для учителей, классных руководителей,... |
В течение столетий русский народ был основной движущей силой развития... Русского государства. Он играл ведущую роль в экономической и общественно-политической жизни страны. Передовая русская культура оказывала... |
||
Русский язык национальный язык русского народа и государственный... Изучение предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие обучающихся, так как формирует... |
Русский язык национальный язык русского народа и государственный... Изучение предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие обучающихся, так как формирует... |
||
Конкурс проводится по двум номинациям: «Самая красивая деревня Вятского края» Целью Конкурса является: содействие развитию сельских территорий, а также малых городов; содействие развитию туристического потенциала... |
Поиск |